Наверх

Наш журналист записал разговор с телефонными мошенниками. Почитайте, чтобы не попасться самим

03 октября 2023

Не проходит и месяца без новостей о новых жертвах телефонных мошенников, придумывающих все новые и новые способы добычи денег. Сегодня мы покажем вам один из них. Но уже не по материалам уголовного дела, а со слов нашего корреспондента, которому на днях позвонили злоумышленники.

Звонок пришел по WhatsApp с неизвестного номера с кодом +856 (приложение распознало номер как «служебный»). На другом конце провода говорил мужчина с сильным украинским акцентом. Представился сотрудником Следственного комитета и спросил, знаю ли я некоего Сергея Филимонова. Не знаю, имелся ли ввиду покойный белорусский телеведущий или известный украинский политик, но лично я не был знаком ни с одним. Тем не менее, следователь заявил, что этот самый Сергей Филимонов пришел в банк с доверенностью, подписанной мною, чтобы оформить на мое имя кредит. Сам я, по словам гражданина Филимонова, находился в больнице и прийти в банк не мог.

Следователь поспешил заверить меня, что в отношении злодея заведено уголовное дело, а я уже прохожу по делу как потерпевший. Я же тем временем поставил телефон на громкую связь и включил диктофон, понимая, что разговор предстоит интересный.

Привожу его без правок, чтобы вы поняли насколько старательно и талантливо мошенники забалтывают человека, за счет которого хотят поживиться:

­– Смотрите, это уже не первый зафиксированный случай. Есть уже порядка 20 потерпевших за прошедшие сутки. У нас есть подозрение, что в этом замешаны недобросовестные работники банка. Скажите, Никита, вы давно лично посещали отделение банка?

– Больше года назад.

– А какие банки на данный момент располагают вашими паспортными данными?

– Только ****банк.

– Понял, фиксирую информацию. Скажите, личные кредиты имеются?

– Нет, ничего такого.

– Не оформляли, да? Возможно, ранее возникали какие-то конфликтные ситуации из-за задолженностей с сотрудниками банка?

– Нет, никогда.

– В доверенности, кстати, был указан ваш месячный доход – 900 рублей. Это достоверная информация или он импровизировал?

– Когда как. Когда 900, когда 1 500.

– Смотрите, протокол я составил. Для дальнейшей вашей безопасности я обязан передать запрос в Национальный банк Беларуси, в службу безопасности. Оттуда мне и поступило заявление. Банковский специалист будет обязан подробнее вас проинформировать и отменить все неправомерные действия по отношению к вам. Во время диалога будет идти аудиофиксация для передачи ее в единый реестр досудебных исследований. Поэтому не прерывайте, пожалуйста, звонок. К вам автоматически будет подключен специалист банка и проинформирует вас касательно дальнейших действий.

Банковского служащего я дожидался несколько секунд. По звукам, доносившимся из трубки, было очевидно, что никто никого никуда не переключал. Один человек просто передал телефон другому, и тот сказал:

– Алло, добрый день. Благодарю за ожидание. Вас перевели на линию Национального банка Республики Беларусь. За вами закреплен специалист юридического отдела (О как, а разве не служба безопасности?). Меня зовут Геняев Дмитрий Сергеевич. Никита, вы меня хорошо слышите?

– Да, я вас хорошо слышу.

– Я бы вас хотел сразу предупредить, что меня лично не интересуют ни номер вашей карты, ни номер вашего паспорта, ни содержимое СМС-кодов, так как эта информация остается всегда строго при вас, договорились? (Именно эту информацию мошенники чаще всего выпытывают у жертв. Так что да, держите все это при себе).

– Хорошо.

– Так, вы ранее общались с представителем правоохранительных органов. Корректно ли вас проинформировали и какой объем информации вы усвоили?

– Мне следователь сказал, что какой-то непонятный мужик пришел куда-то, не совсем понял куда, и предоставил доверенность, которую я, якобы, подписал.

– Да, по отношению к вам производится неправомерное действие. Изначально завладев вашей личной информацией, мошеннические лица пытаются обогатиться за ваш счет, оформляя заявки на кредит. То есть, в режиме онлайн, понимаете? И сейчас в вашем отношении фигурирует несколько заявок. Мы их сейчас будем предотвращать и отменять. Вы сейчас исключительно в *****банке обслуживаетесь?

– Да-да.

– Я вас понял. Это означает, что в этом отделении банка сотрудники должны будут в первую очередь пройти перепроверку на наличие компрометации в продаже ваших персональных данных. Вы мобильным приложением пользуетесь?

– Да.

– Проблем со входом у вас не возникало?

– Нет, не было.

– Никаких неправомерных списаний вы не замечали?

– Не замечал.

– Хорошо, скажите, на сегодняшний день какой приблизительный остаточный баланс вы припоминаете по своей пластиковой карточке? Чтобы эта сумма с ваших слов была застрахована и возвращена вам на безопасной основе в случае неправомерного списания.

– Примерно 3 с половиной тысячи (Цифра из головы).

– Хорошо, я вас услышал. Данная сумма будет застрахована и вам возмещена, повторюсь, на абсолютно безопасной основе. Подскажите, вы самостоятельно устанавливали условную переадресацию на ваш мобильный номер телефона. Вот ваш номер с окончанием на цифры ** ** был в системе банка видоизменен на номер с окончанием 52 02. То есть СМС по типу «вы оформляете кредит», какие-то коды для операций вы не получали на устройства? И по отношению к вам действия производились также без вашего ведома? (Не дает мне ответить и продолжает говорить) Для того чтобы вы не попали в подобные ситуации в дальнейшем, получали своевременные СМС от банковских структур только на свой мобильный телефон, необходимо сейчас провести стандартные регламентные работы касательно вашего мобильного устройства. Вы сейчас находитесь, дома, либо же на работе, подскажите?

– Я нахожусь дома сейчас, у меня выходной (Коллеги с большим интересом слушают диалог, стоя рядом).

– Замечательно. Помимо вас сейчас имеется кто-нибудь поблизости? Какие-нибудь родственники?

– Вообще никого.

– Замечательно. Ведется аудио фиксация нашего разговора. Желательно, чтобы голоса третьих лиц не попадали под нашу с вами звукозапись. Также немаловажно, чтобы мы не допустили утечки информации и ни с кем касательно данного происшествия не делились. Понимаете? Это данные предварительно административного расследования (Сказал это, чтобы я не стал звонить в банк и уточнять, есть ли у меня кредиты). Сейчас поставьте разговор на громкую связь. Поставили?

– Да.

– Выходите на главный экран вашего телефона. У вас Андроид или Айос?

– Андроид… Алло, вас плохо слышно. Алло!

Я выключил телефон. Я понятия не имел, что они задумали. Коллега, уже сталкивавшийся с подобными ситуациями, сказал, что мне перезвонят. Поэтому мы на всякий случай решили выходить на главный экран не моего, а его телефона. Параллельно, прежде, чем мне снова позвонили, я вбил в Google телефонный код +856. Оказалось, это код Лаоса.

– Алло, Никита! Куда вы пропали? Что это за поведение?

– Алло? Да, что-то сорвалось.

– Что это за беспредел? Вы что-то отключились, не берете трубочки. С вами связались вам помочь, в конце концов, что за поведение?

– Ну, давайте, помогайте.

– Ну так вы ничего не делаете! Отключаться-то зачем?

– Ну давайте, говорите, что делать?

– На громкую связь поставьте, потом выходите на главный экран вашего телефона.

– Вышел.

– Среди всех приложений ищите Google Play, либо же Play Market. Треугольник разноцветный.

– Так. Нашел.

– Слева сверху у вас будет поисковая строка, поиск приложений (Все с вами ясно, мы про такое уже писали).

– Ага.

– Нажимайте туда пальцем, чтобы у вас отобразилась клавиатура.

– Ага.

– Вам необходимо будет написать «поддержка». На русском языке.

– Сейчас… Нашел.

– Нажали на лупу синенькую на клавиатуре?

– Конечно.

– Отлично. Видите красный квадрат с белым ромбом внутри?

­– Ага.

– Что там написано?

– «Удаленный рабочий стол» (Вылезло приложение «Удаленный рабочий стол AnyDesk», по функционалу напоминающее TeamViewer).

– Правильно, удаленный. Потому что приложение удаляет посторонний рабочий стол с вашего личного кабинета (Вы тоже не знали, что означает это слово?). Нажимаете на изображение приложения и у вас высветится клавиша: «Установить».

– Ага. Нажал.

– Процесс загрузки отображается?

– Да. Пять процентов.

– Вам это забавным кажется, или как (Видимо, это уже стало слишком заметно)? Мне непонятна ваша реакция, уважаемый клиент (Клиент Национального банка? Или Следственного комитета?). На ваше имя оформляются кредиты, а вы прерываете сессию диалога, непонятно как себя ведете, у вас там все в порядке?

– Слушайте, тут отзывы какие-то странные. Говорят, приложением мошенники пользуются.

– Никита, вы должны понимать, что это просто отзыв, комментарий неизвестного человека, который вам не поможет выплачивать кредит. Недоброжелатели это пишут, чтобы вы не устанавливали себе защиту.

– Скажите, а как вас зовут еще раз?

– Меня зовут Дмитрий Сергеевич.

– Дмитрий Сергеевич, как там погода в Харькове, нормально?

– В каком Харькове?

– Или ты все-таки с Лаоса мне набираешь?

– До свидания, Никита.

Разумеется, после разговора я позвонил в свой банк, и никаких кредитов на мое имя они не нашли.

Поэтому будьте бдительны. Нацбанк не занимается кредитными договорами частных банков, он вообще не работает с физлицами. Не будет сотрудник Нацбанка заставлять вас скачивать какое-то стороннее приложение через Play Market. И уж тем более, не будут следователи и милиционеры звонить вам по WhatsApp.

Наверное, стоит упомянуть, что ни те, ни другие не должны спрашивать у вас данные вашей платежной карточки, реквизиты вашего счета, какие-то коды из СМС-сообщений. Но, как видим, мошенники со временем действуют осторожнее и больше не подставляются глупыми вопросами. Будьте осторожнее и вы.

Никита ГРЕБЕННИКОВ

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
17 мая 2024 16 мая 2024 15 мая 2024 14 мая 2024 13 мая 2024 12 мая 2024
Все новости