Вежливость – лучший союзник, или Легко ли быть кондуктором?
Ангелина Гушан стала победителем конкурса профессионального мастерства среди кондукторов городских автобусов в Витебске. Вместе с ней наш корреспондент прокатился по городу, чтобы понять, легко ли работать кондуктором.
На остановке «Площадь Ленина» в автобус вбегает компания школьников и студентов.
– Пройдите, пожалуйста, в середину салона, где больше свободного места, – просит Ангелина Гушан, работник с 7-летним стажем. – Здесь вы мешаете входить и выходить другим пассажирам.
Ребята не спорят. На протяжении всего маршрута Ангелина терпеливо отвечает на вопросы пассажиров. А спрашивают у нее о расписании движения, остановках на линии.
– Маршрут № 42 пассажиры часто путают с 41-м и 43-м, которые тоже идут от Смоленского рынка, но по другим направлениям, поэтому вопросов хоть отбавляй, – поясняет кондуктор. – На информационные таблички же на автобусе и остановках люди почему-то не обращают внимания.
Возле Витебского государственного университета им.П.М. Машерова через переднюю дверь входит парень. Увидев нас, смущается и начинает продвигаться в середину салона.
– Молодой человек, оплачиваем проезд! – требует кондуктор.
Пассажир отвечает, что у него проездной, однако на просьбу предъявить билет заявляет: «Забыл дома». На ближайшей остановке он покидает автобус.
– «Зайцы» суетливые, их сразу видно, – поясняет Ангелина.
На безбилетников у лучшего кондуктора Витебска глаз наметан.
– Некоторые пассажиры пытаются хитрить, – рассказывает наша собеседница. – Когда просишь оплатить проезд, протягивают крупную купюру в надежде на то, что сдачи не будет. Но у меня всегда с собой «размен», поэтому такой номер не проходит. Еще люди обижаются, если сдачу даю мелочью. Если возможно, стараюсь идти навстречу пассажирам.
Вежливость – лучший союзник кондуктора. Профессионал стремится избегать конфликтов.
– Выпившие граждане иногда грубят, – продолжает рассказ Ангелина. – В таких случаях я спокойно произношу: «Оплачиваем проезд и тихо доезжаем до нужной остановки». И ни разу не было, чтобы кто-то отказался платить.
После каждого рейса приходится также проверять салон: нет ли забытых вещей. Чаще всего пассажиры оставляют пакеты с продуктами, мобильные телефоны. Однажды Ангелина услышала звонок мобильного из-за сиденья. Оказалось, звонила мама одной из пассажирок. Кондуктор уточнила, где будет удобно забрать пропажу и вернула хозяевам телефон, когда автобус остановился на нужной остановке.
Справка 1prof.by
Как рассказал начальник кондукторской службы и линейного контроля автобусного парка № 1 Витебска Иван Варзов, кондукторы в общественном транспорте областного центра появились в 1995 году. Благодаря их работе значительно повысилась выручка от продажи билетов. Зарплата кондукторов тоже зависит от выручки.
Евгений КАРПАС
Фото автора