Эксперт: стоимость консалтингового проекта в Беларуси в среднем составляет $100 000
О тенденциях на рынке консалтинговых услуг, конкуренции и нечестной игре поговорили с партнером консалтинговой компании Аленой Шипош.
О тенденциях на рынке консалтинговых услуг Беларуси, конкуренции и нечестной игре, стоимости хорошего консалтинга, окупаемости таких трат и готовности тратить на собственную реструктуризацию белорусскими компаниями 1prof.by поговорил с партнером и исполнительным директором консалтинговой компании «Высоцкий Консалтинг Минск» Аленой Шипош.
Отметим, что компания «Высоцкий Консалтинг Минск» на данный момент представлена на 5 рынках (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан, США) и нацелена как на бизнес-образование, так и на предоставление консалтинговых услуг. Основной продукт компании – консалтинговый проект «Школа Владельцев Бизнеса» (ШВБ), который на данный момент завершили уже 425 владельцев, большая часть из них сообщила о росте дохода в 1,5–2 раза.
Компания работает с такими сферами, как недвижимость, строительство, полиграфия, производство, страхование, торговля, общепит, турбизнес, услуги образования и медицинские услуги.
– Существует ли сегодня конкуренция на рынке консалтинговых услуг Беларуси?
– Есть игроки на рынке, которые заняты только бизнес-образованием, а есть компании, которые занимаются непосредственно консалтингом. Но, по сути, рынок сегодня поделен, и каждый работает в своей нише, со своей аудиторией, поэтому мы научились мирно сосуществовать и условно развивать этот рынок. В нашей сфере в Беларуси никто никого не пытается подставить, чтобы заполучить клиентов, скорее игра рассчитана на более качественный продукт, привлекательный сервис, на фишки и бонусы.
– Какие тенденции сегодня прослеживаются на рынке консалтинговых услуг?
– Во-первых, не все сегодня разделяют понятие «консалтинг» и «бизнес-образование». Консалтинг – это определенные действия, которые влекут изменения в компании заказчика, а бизнес-образование – формирование точки зрения человека, который получает это образование. И эти понятия сегодня спутаны в силу того, что рынок Беларуси небольшой, и людей, которые смотрят в сторону развития, мало. Поэтому консалтинговые компании стараются подстраиваться под всех клиентов и создают малые продукты, чтобы удовлетворить любой спрос, что в корне не правильно. Такое поведение разрушительно, оно лишает отличительных черт. Поэтому мы пошли по другому пути: не подстраиваться под спрос, а самостоятельно формировать его. У нашей компании есть для этого отработанная технология, которая гарантирует результат. Если завтра к нам придет клиент и скажет, что «хочу, как у соседа, только с фиолетовыми пуговицами», скорее всего, мы ему откажем.
– Сколько должен стоить хороший консалтинг?
– Скажем так, сегодня стоимость одного часа работы консультанта в Беларуси составляет $100–300. Если это международные консультанты с именем, которые владеют мультимиллионными холдингами, стоимость одного часа общения может доходить и до $10 000. Нельзя определить точно, сколько должен стоить хороший консалтинг, как нельзя определить, сколько должна стоить работа хорошего врача – все зависит от болезни.
Например, по сравнению с бизнес-обучением МВА, мы делаем дорогие проекты, но если пересчитать на количество часов работы консультанта, то мы стоим дешевле. В 2008 году, когда только начиналась наша деятельность, то проекты в среднем стоили около $100 000. За год мы делали 4–5 больших проектов. Сегодня мы делаем около 36 проектов в год, средняя стоимость которых по Беларуси $25 000. К слову, у нас самая дешевая стоимость консалтинга, так как аналогичные проекты в Киеве и Москве стартуют от $30 000.
– Охотно ли белорусские компании идут на такие траты?
– Во-первых, эта сумма практически никогда не выкладывается сразу: существуют всевозможные рассрочки, график платежей в среднем рассчитан на 1,5 года. С точки зрения стоимости заказ консалтингового проекта – это намного выгоднее и дешевле, чем взять на оклад несколько новых ТОП-менеджеров, которые проведут или не проведут реорганизацию бизнеса. Тем не менее далеко не все белорусские компании готовы вкладывать в консалтинг, так как большинство не понимают продукт, и мне постоянно приходится доносить его ценность. И, конечно, очень приятно, когда 80% клиентов после завершения процесса реорганизации говорят, что заплатили бы в два раза больше, если бы знали конечный результат.
– Что это за результаты? Насколько может увеличиться ежегодный оборот компании?
– Есть несколько ключевых показателей, на которые мы смотрим на еженедельной основе в процессе выполнения проекта: прибыль или оборот, эффективность на одного сотрудника. Обычно к концу проекта мы видим среднее увеличение прибыли от 30% в год за счет оптимизации или налаживания эффективной системы либо расширения и наращивания товарооборота. Конечно, показатели еще во многом зависят и от специфики рынка, на котором представлена компания. Есть сферы, где после 4–6 месяцев работы компании достигают хороших результатов, есть более «тугие» рынки.
– Какие рынки более «отзывчивые»?
– В Украине – это фэшн-индустрия, сфера красоты и услуг, в России – строительство и производство, в Беларуси – сфера IT и услуги, хотя имеются некоторые ограничения с точки зрения прибыли, поэтому еще есть над чем работать.
Мария ВОЛКОВА