Наверх

Апрель был мертвым месяцем. Столичные торговые центры остались без покупателей

05 мая 2020

В ситуации пандемии белорусские предприниматели оказались перед дилеммой: закрыться и уйти с рынка, потеряв вложенные в развитие торгового объекта средства, или перетерпеть ради гарантированной прибыли в будущем. Корреспондент 1prof.by посетил несколько минских торговых центров, пообщался с продавцами и узнал об обстановке в розничной торговле.

«Galleria Minsk»

Торговый центр в самом центре столицы недавно являлся фаворитом по количеству посетителей: молодежь занимала фуд-корт и территорию у центрального входа, семьи с детьми одевали малышей и покупали им игрушки, модники выбирали подходящие вещи из новинок. Сегодня в ТЦ почти нет людей.

– Посетителей на фуд-корте меньше на 60%, – делится своими наблюдениями кассир, пожелавший остаться инкогнито. – В основном люди делают заказы онлайн. Посетители сегодня – курьеры служб доставок и работники ближайших офисов. В целях личной безопасности пользуемся перчатками, масками и антисептиком, а рекомендуемое расстояние в 1,5 метра обеспечивает стойка.

На «островках» тоже заметили: покупателей стало меньше. Однако, по мнению продавца электронных сигарет, на доходах это слабо отразилось.

– Люди теперь не слоняются по торговому центру, а делают целенаправленные покупки, – отмечает собеседник. – К тому же у нас есть возможность доставки. По моим наблюдениям, посетители в «Галерею» начинают забегать к вечеру, днем у нас малолюдно.

Продавец магазина брендовой одежды также прокомментировал ситуацию:

Поток стал гораздо меньше – примерно 30% от прошлого количества покупателей. Ходят преимущественно молодые пары либо подростки. Радует, что нас не сократили, оклад повысили.

Заметим, в ТЦ работают все арендуемые помещения. Некоторые открываются с 12:00 и предлагают скидки до 70%.

Немига, 3

Цокольный этаж торгового центра «Немига, 3» больше напоминает музей: посетителей – единицы, кругом витрины с живописными картинами, заморскими вкусняшками, товарами для рукоделия, книгами, спорт-питом и одеждой.

Стоит подняться выше – и кризис визуализируется: все больше закрытых, выставленных для аренды или ушедших в онлайн павильонов.

– Продаем оборудование, потому что работать в таких условиях нет смысла. Несмотря на уступки арендодателей, торговля в ближайшие 5 месяцев точно будет себе в убыток, – комментирует свое решение предприниматель Наталья, торгующая модной женской одеждой.

Приостанавливают деятельность не только арендаторы, но и собственники торговых объектов.

– Уходим на карантин. В связи с эпидемиологической обстановкой покупателей почти нет – люди не рискуют здоровьем ради вторичных потребностей, – рассказывает владелец павильона Али.

«Столица»

– Пандемия на потоке клиентов мало отразилась: ТЦ давно лишился определенного процента покупателей, когда появились новые конкурентоспособные торгово-развлекательные центры. Сейчас именно у нас посетителей стало меньше в 2 раза. Некоторые павильоны закрылись, перестали работать многие «островки», комментирует торговец мелкой электроникой.

Администрация торгового центра «Столица» ситуацию с арендой комментирует так: «Действовать будем в соответствии с распоряжениями правительства».

«Galileo»

Удачное месторасположение в непосредственной близости от авто и железнодорожного вокзалов, студенческих общежитий БГУ обеспечивало торговому центру толпы посетителей. После того как эпидемиологическая ситуация в стране стала ухудшаться, покупателей остались единицы.

– По моим ощущениям, трафик упал где-то на 60–70%, – говорит администратор Екатерина. – И это продолжается уже третью неделю. По-моему, мы даже на самоокупаемость не выходим.

На фуд-корте занято всего 2 столика: за одним – компания иностранцев, за вторым – курьер, ожидающий заказ на доставку. Медперсоналу перекусить предлагают со скидкой в 50%.

Скидки и акции предлагают по всему ТЦ. Казалось бы, самое время обновить гардероб, существенно при этом сэкономив. Но продаж нет, консультанты обсуждают сложившуюся ситуацию и надеются, что сокращений штата не будет.

– Продажи упали на 70–90%, еще месяц-два такой работы и съедет большинство предпринимателей, «островки» уже сворачиваются, – рассказывает администратор магазина одежды. – Руководство «Galileo» предоставило скидку на аренду помещения, но какой в этом смысл, если торговля замерла. Ждем, что введут карантин. Тогда мы хотя бы перестанем подвергать себя риску заболеть.

«Силуэт»

Здесь также закрыто около половины павильонов.

– Как торговля? – спрашиваем у продавца одежды.

– Клиентов практически нет, – грустно констатирует собеседник. – Поставщики подняли нам цены, мы, в свою очередь, держим их на прежнем уровне и уходим в минус. Если за месяц ситуация не стабилизируется, буду закрывать свой павильон. Сейчас очень неопределенное время, и лучше его переждать, не подвергая себя угрозе инфицирования.

Реальной проблемой для многих продавцов стали закрытые границы со странами-соседками. Особенно для тех, кто закупался в России.

– Люди просто не понимают, как важны такие мелкие торговые объекты. Где еще вы сможете купить очки «Гуччи» за 25 рублей? – шутит продавец аксессуаров. – Сезон уже в самом разгаре, а продажи нулевые…

***

РОО «Перспектива» провела среди предпринимателей розничной торговли блиц-опрос. На вопрос «Оцените, пожалуйста, потери прибыли и клиентов в сфере розничной торговли непродовольственной группы товаров на рынках, торговых центрах и магазинах за март-апрель 2020 года» было получено 1 089 ответов менее чем сутки.

Оценки потери прибыли и клиентов, в %:

 100 – ответило 23,4% опрошенных;

90 – ответило 40,3 % опрошенных;

80 – ответило 21% опрошенных;

70 – ответило 8% опрошенных;

60 – ответило 2,9% опрошенных;

50 – ответило 2,8% опрошенных;

40 – ответило 0,8% опрошенных;

30 – ответило 0,3% опрошенных;

10 – ответило 0, 4% опрошенных;

Потерь нет, зарабатываю в плюсе – ответило 0,1% опрошенных.

– Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что для почти 85% предпринимателей в ближайшее время наступит невозможность далее осуществлять свой бизнес и они будут разорены, – сообщает Анатолий Шумченко, руководитель РОО «Перспектива». – Начнутся хаотичные съезды с магазинов, расторжения договоров вследствие отсутствия прибыли и уплаты по обязательствам – заключенным договорам аренды и налогам. Таким образом, «Перспектива» прогнозирует в течение мая кризис неплатежей или так называемый «эффект домино», когда цепочка начнет разрываться снизу вверх.

По словам предпринимателей, торговли практически нет и все идет к разорению и уничтожению ИП как класса.

Артем БЕГОВСКИЙ

Фото Александра ПОБАТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости