Выгоды и гарантии: как работают в Беларуси предприятия в Свободных экономических зонах
В Беларуси сегодня действуют 6 свободных экономических зон (СЭЗ): «Брест», «Могилев», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон» и «Минск». У них отдельный правовой статус: работают по особым таможенным, налоговым и иным правилам, отличным от правил на остальной территории страны.
Что в приоритете?
Недавно мы рассказывали о том, как создавались и развивались свободные экономические зоны в мире. А как работают предприятия в СЭЗ Беларуси?
На данный момент в нашей стране зарегистрировано 430 компаний-резидентов Свободных экономических зон, где трудятся более 130 тыс. человек. Доля произведенной продукции за 6 месяцев 2020 года в общем объеме промышленного производства составила 15,7%, что выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (14,6%). Экспорт товаров также показал небольшое движение вверх – с 17,4% до 19,8%, как и импорт – с 9,7% до 10,8%. Инвестиции в основной капитал (вложения денег для модернизации зданий, оборудования, транспорта) остались на прежнем уровне – 4,5%. А вот основные показатели несколько снизились по сравнению с соответствующим периодом 2019-го: выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг была 8,89 млрд рублей, или 99,8%.
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (деньги для непосредственного развития производства) составили 292,3 млн долларов, т.е. выросли на 53,7%. Объем производства промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера в фактических ценах (по которым реально совершались сделки) составил 8,2 млрд рублей, или вырос на 0,2%. Однако компаниям не удалось выйти в плюс по итогу работы за 1-е полугодие 2020 года: резиденты показали убыток в 35,2 млн рублей, хотя в прошлом году доход составил около 1 млрд рублей. По всей видимости, так повлиял коронакризис: притормозил экономическую активность резидентов СЭЗ, но не остановил зарубежных инвесторов.
В приоритете белорусских свободных экономических зон – развивать современные производства, увеличивать число занятых в экономических зонах, наращивать экспорт.
Важный статус резидента
В Беларуси, чтобы получить статус представителя экономической зоны, нужно выполнить ряд условий. Например, можно инвестировать не меньше 1 млн евро. Возможен вариант и с 500 тыс. евро, но с последующим их вложением в проект на протяжении 3-х лет с начала старта. А можно создать производство с нуля или приложить усилия для развития уже существующего, ориентируясь на поставки продукции на внешние рынки.
Зато есть и льготы. Например, на протяжении 3 лет после получения статуса резиденты СЭЗ не уплачивают налог на недвижимость по тем зданиям, которые они построили или приобрели за это время. Также отменены налоги с прибыли от продажи товаров, произведенных самой организацией-резидентом либо иными представителями экономической зоны на экспорт. Налоги на землю и арендная плата за участки земли на время проектных работ и строительства сооружений тоже не взимаются.
СООО «Техно-Экспресс» – единственный в Беларуси производитель систем жизнеобеспечения пассажирских вагонов. Мы попросили заместителя директора по производству Александра Петровича АКУДОВИЧА рассказать о причинах регистрации в СЭЗ «Минск», планах на будущее, а также об их работе в условиях коронакризиса.
– На наш выбор развития бизнеса в Свободной экономической зоне «Минск» повлиял пакет преференций, которые получают резиденты СЭЗ. Мы экспортно-ориентированная компания, наша продукция по большей части идет на внешние рынки. К тому же, первоначально мы размещались на территории Свободной экономической зоны, были зарегистрированы в качестве юрлица в СЭЗ еще в 2009 году.
Позднее, в 2018-м, по ряду причин мы отказались от статуса резидента. Во-первых, несколько лет назад были убраны льготы по импортозамещению для организаций Таможенного союза, а значит, поставки за границу стали экономически выгодными. Кроме того, нас задела вторая волна экономического кризиса 2015–2016 годов. Затем внешние обстоятельства резко изменились – отменили упомянутые льготы по импортозамещению и под вопросом оказалось выполнение инвестиционного плана. Когда все вроде бы наладилось, мы решили вновь пройти регистрацию – так снова стали резидентами СЭЗ в начале 2020 года.
Если будем отсчитывать с 2020-го, со старта нынешнего проекта, то на сегодня мы реализовали не все планы, не все то, что задумали. Наша компания производит продукцию железнодорожного назначения. И если в 1-м полугодии еще более-менее было приемлемо работать, то сейчас внутренний белорусский рынок перевозок почти полностью остановился. Особенно сложно было в период, когда из-за пандемии коронавируса до минимума сократилось движение, границы практически со всеми странами оказались закрыты. Мы не могли ничего поставить на внутренний рынок: ни преобразователей (источников питания) для кондиционеров в железнодорожный транспорт, ни электрооборудования для пассажирских вагонов. Белорусская железная дорога свернула все свои инвестиционные программы на этот год в части проведения капитально-восстановительного ремонта пассажирских вагонов.
Единственный стабильный потребитель нашей продукции сейчас – Россия: на ее рынок наше предприятие планомерно поставляет продукцию. И пока нет оснований заглядывать на перспективу и строить далеко идущее планы – все в мире быстро меняется.
В части объемов производства, если взять нашу продукцию в денежном выражении, инвестиционные планы выполним. Но под вопросом остаются инвестиции в основной капитал, так как пока белорусская дорога еще не определилась с планами на будущий год. Аналогичная ситуация сложилась и с российским рынком, где ситуация развивается, порой, очень динамично. Пока также не все ясно с выполнением плана по созданию новых рабочих мест (должны взять на работу двух новых сотрудников). Он может сорваться из-за сложной экономической ситуации. Резюмируя, могу сказать, что на данный момент наша компания заняла выжидательную позицию – мы не сворачиваемся, но и не вкладываем дополнительных средств, чтобы не оказаться в проигрыше.
С экономической точки зрения, полагаю, у нас созданы нормальные условия. Тех льгот, которые на данный момент есть, вполне достаточно. В то же время, мне представляется, что нужно расширить круг государств, куда поставляют продукцию большинство белорусских организаций-резидентов СЭЗ. Сегодня в основном товары отгружают в Россию и Украину. Предприятия же, которые работают с дальним зарубежьем, можно пересчитать по пальцам.
Цифровое эльдорадо
Кроме СЭЗ, на территории Беларуси функционирует также особая экономическая зона «Бремио-Орша», туристско-рекрационный парк «Августовский канал», индустриальный парк «Великий камень», Парк высоких технологий. В каждой из структур действуют предусмотренные законом преференции для тех, кто решил вложить сюда деньги.
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений, бесспорно, является область информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), мотором развития которой стал Парк высоких технологий (ПВТ). В 2019 году парк обеспечил около 90% экспорта компьютерных услуг, а также чуть более 22% всего экспорта услуг.
Импульс росту информационно-коммуникационным технологиям был дан подписанием в конце 2017 года Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики», который не только продлил представителям Парка технологий льготный режим, но и создал дополнительные условия для развития отрасли. Например, для них отменили налоги на прибыль и добавленную стоимость, теперь резиденты платят администрации ПВТ только 1% от валовой прибыли – разницу между выручкой и себестоимостью сбытой продукции. Кроме того, ввели и особый правовой статус (нормы «британского права», которые сегодня широко распространены при заключении международных инвестиционных сделок). Это в целом создало привлекательные условия для вложения финансовых средств инвесторами в отечественную IT- отрасль. Немаловажным стало и принятие одной из первых Беларусью закона, регулирующего криптовалюты.
Криптовалюта – один из видов виртуальных денег, данные о которых децентрализованы и не хранятся на каком-то одном сервере – мощном компьютере, обеспечивающем сохранение информации и доступ к ней с других электронных устройств.
Инициативы правительства, по подсчетам экспертов, способствовали росту количества резидентов ПВТ в 5 раз, а также увеличению экспорта продукции более, чем в 2 раза. Сам парк технологий ежегодно растет на 30–40% (такими данными поделился на форуме «Открытые инновации-2019» экс-премьер-министр Сергей Румас). Реализация услуг ПВТ только за 2019 год составила более 2 млрд долларов. На данный момент в нем зарегистрированы в качестве резидентов 886 компаний, в которых работает более 60 тыс. человек.
За прошлый год IT- отрасль принесла около 350 млн долларов прямых и косвенных налогов, или 3% бюджета страны. А ее доля в ВВП страны составила 5,5%, что сравнимо со строительством (5,4%), несколько ниже транспорта (5,8%), сельского и лесного хозяйств (6,4%). Через два года возможно увеличение ее доли, по оценкам экспертов, до 10% валового внутреннего продукта.
О впечатлениях от работы в статусе резидента ПВТ мы попросили рассказать Валерия Баринова – владельца «Атон Инжиниринг». Это компании по внедрению технологий в области автоматизации проектирования и подготовки производства на предприятия, официального реселлера известных производителей программного обеспечения в области САПР: SolidCAM, CGTech Vericut, Dassault Systemes и других.
– «Атон Инжиниринг» с самого начала была нацелена на белорусский рынок, где мы предлагаем свои информационные продукты. Программное обеспечение (ПО) нашей компании довольно сложное и требует относительно длительного обучения, чтобы приобрести навыки квалифицированной работы с ним. Поэтому мы сотрудничаем с отечественными компаниями довольно плотно и на долговременной основе. Учитывая ориентированность нашей компании на промышленный сектор, мы не смогли бы качественно и в полном объеме исполнять обязательства перед партнерами, будь мы за границей. Поэтому наш выбор был естественен – стать резидентами белорусского Парка высоких технологий (ПВТ). Что мы и сделали в декабре 2018 года.
Благодаря благоприятным условиям для работы «Атон Инжиниринг», качеству нашего ПО, нацеленности на долговременное сотрудничество с заказчиками, относительно невысокую конкуренцию в сегменте рынка, нам удалось не без сложностей, правда, но реализовать большинство из намеченных проектов.
Наши планы на будущее всецело связаны с развитием экономики страны, с развитием промышленных предприятий, куда мы поставляем ПО, начиная от небольших фирм и заканчивая такими гигантами, как «Белшина» и заводами оборонного комплекса. Мы заинтересованы в их поступательном развитии, как и в нашем с ними долговременном сотрудничестве. Пока тренд положительный, и это вселяет оптимизм. У нас созданы все условия для нормального развития бизнеса в рамках ПВТ: и ряд налоговых льгот, и режим упрощенной работы с зарубежными заказчиками. Тот статус, который нам дает ПВТ, нас более чем устраивает.
Краеугольный камень
Еще один объект, на котором стоит остановиться, – китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», площадью более 11 тыс. га, который расположился в двух десятках километров к востоку от Минска. Он был задуман как современный эко-город со всей необходимой инфраструктурой для комфортного проживания. В индустриальном парке – где, к слову, в этом году приступили ко второму этапу строительства инфраструктуры площадью 860 га – действует три уровня управления, особый правовой режим (до 2062 года) и целый пакет льгот для резидентов. Ключевые направления развития – машиностроение, биотехнологии, фармацевтика, электронная коммерция, новые материалы и ряд других.
Размер инвестиций для тех, кто решил стать резидентом, составляет не менее 5 млн долларов или 500 тыс. долларов в течение первых 3 лет после старта проекта. А в случае проведения исследовательских, опытных, конструкторских работ – не менее 500 тыс. долларов. Планировалось, что уже к концу текущего года в индустриальный парк будет вложено более 2 млрд долларов, а количество резидентов составит около 100 компаний. Сегодня количество последних перевалило за шестой десяток, остановившись на цифре 62. В то время, как количество средств, вложенных в индустриальный парк за время реализации проекта, превысило 520 млн долларов на январь 2020 года.
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе за период с января по июнь подросли до 32,6 млн долларов (или на 15%). Так же, как и объемы производства промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера в фактических ценах – до 44,7 млн рублей, то есть в 4,2 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Вместе с тем, компании индустриального парка продолжают третий год подряд показывать убытки, которые в этом году составили более 30 млн рублей. Вполне вероятно, причины следует искать как в негативном влиянии коронавируса на мировую экономику в целом, так и в том, что значительная часть компаний только начинает запускать производства на этой площадке.
Дмитрий ПРИЦЕВ
Фото из открытых интернет-источников