Сельского парикмахера не видели? Узнали, как получают бытовые услуги жители деревень, где нет даже магазина
Горожане редко задаются вопросом, где починить утюг, постричься или пошить платье – такие услуги всегда оказываются в областных и районных центрах. А как обстоят дела в сельской местности, особенно в небольших деревнях, где нет даже стационарного магазина? Наш корреспондент посетила несколько населенных пунктов Брестской области.
Нерентабельные КБО
На территории Гончаровского сельсовета Ляховичского района расположено 26 населенных пунктов, и ни в одном из них нет комбината бытового обслуживания (КБО). Последний комплексный приемный пункт (КПП) закрыли в прошлом году из-за хронической нерентабельности.
– Но это не значит, что население брошено на произвол судьбы, – предвосхищает вопрос председатель сельисполкома Владимир Плескацевич. – Например, индивидуальные предприниматели полностью взяли на себя ремонт сложной бытовой техники.
Что касается остальных бытовых услуг, то жители деревни Гончары считают, что в их населенном пункте они отсутствуют. Чтобы починить обувь или одежду, приходится ехать в райцентр, а там – либо ждать целый день, либо приезжать в другой раз. Оба варианта не очень удобны и затратны.
– Все проблематично – и подстричься, и маникюр сделать, и мебель отремонтировать, – сетует на отсутствие сервиса сельчанка Наталья. – Благо еще, что предприниматели, которые ремонтируют технику, приезжают на дом, но за это приходится платить.
В агрогородке Дворец Лунинецкого района дела обстоят иначе – там сохранен комплексный приемный пункт. На его работу, по словам председателя Дворецкого сельисполкома Ивана Видникевича, еще никто не жаловался. Перечень услуг достаточно разнообразный.
– Я и сам бываю на КПП: все там делают быстро и качественно, – говорит Иван Видникевич.
Указ как стимул
С 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые работают на селе и в малых городах, распространяются льготы (Указ Президента от 22.09.2017 г. № 345). Благодаря этой мере количество организаций и ИП, оказывающих помощь сельскому населению, выросло. По информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), в начале 2020 года бытовые услуги в сельской местности оказывали 13,6% субъектов хозяйствования, 104 из них – многопрофильные организации. Государственный социальный стандарт предусматривает обеспечение сельских жителей 11 видами услуг: ремонт одежды, обуви, мебели, аппаратуры; прокат, парикмахерские, фото, химчистка, ритуальные и иные услуги. И, согласно еще одному Указу главы государства № 337, регистрироваться как ИП можно не всем. Речь о парикмахерских, косметических услугах, ремонте компьютеров и обуви, строительных работах. Необязательно иметь и стационарное помещение – выездное обслуживание по графику все больше пользуется популярностью.
По мнению начальника управления социальной сферы и услуг МАРТ Алеси Абраменко, посредством льгот и преференций происходит стимулирование предпринимательской активности на селе.
По данным статистики, у населения Беларуси есть возможность получать 157 видов различных бытовых услуг. Наиболее востребованы ремонт автомобилей и компьютеров, а также парикмахерские услуги. Больше всего объектов бытового обслуживания расположено в Минске и Брестской области – 7396 и 4475 соответственно.
Вопрос – ответ
Клиент имеет право
На вопросы потребителей отвечает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна СУША.
– В химчистке мне испортили дубленку. Что делать?
Ирина Сергеевна, Мозырь
– Потребитель вправе потребовать компенсацию в размере двукратной стоимости дубленки с учетом процента износа либо двукратной остаточной стоимости вещи, если она была согласована при приемке.
– Отдала в ремонт сапоги (потребовались новые набойки). В результате работы был расколот каблук. Как быть?
Катерина, Кобрин
– В подобной ситуации можно потребовать: заменить каблук, предоставить аналогичную модель обуви или компенсировать ее стоимость.
– В ателье некачественно сшили пальто из моего материала. Переделать невозможно. И что теперь?
Тамара, Минский район
– Рекомендую обратиться с заявлением на имя заведующего ателье с требованием сшить новое пальто из аналогичного материала за счет ателье либо вернуть уплаченную сумму за услугу и компенсировать стоимость испорченной ткани с учетом индексации.
– Мы купили билет на автобус Минск – Гродно. В пути транспорт сломался, и нам пришлось добираться на попутках. Какие претензии можно предъявить перевозчику?
Петр Иванович, Гродно
– Пассажиры имеют право потребовать возмещения стоимости билета и компенсации морального вреда.
– В парикмахерской в процессе окрашивания волос краситель попал мне на одежду. Пиджак испорчен. Заведующая парикмахерской сказала, что ничем помочь не может. Это действительно так?
Ольга, Орша
– Клиент вправе потребовать устранить недостаток, возникший по вине мастера. Если сделать это невозможно, администрация парикмахерской обязана предоставить такую же одежду или возместить ее стоимость.
В случае оказания некачественной услуги потребителю следует обратиться с письменной претензией к ее исполнителю, описывая возникшую проблему и варианты ее исправления (компенсации). Если вам отказывают в ее удовлетворении или игнорируют, то вы вправе подать иск в суд. Помочь составить такое заявление могут как в Белорусском обществе прав потребителей, так и в региональных представительствах.
Подготовила Галина СТРОЦКАЯ
Фото Виталия ГИЛЯ