Наверх

Был ли Марк Шагал членом профсоюза?

28 июня 2019

Союз работников искусств – СОРАБИС – был создан в Витебске ровно 100 лет назад.

– В июне 1919 года состоялся I губернский съезд профессионального Союза работников искусств, в состав которого входило несколько отраслевых профсоюзов творческих деятелей, – рассказывает кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда Александр ЛИСОВ. – В преимущественном большинстве в нем оказались служители музыкального искусства – к ним примкнули не только профессионалы, но и ресторанные певцы, и таперы (аккомпаниаторы во время сеансов немого кино). Кстати, 100 лет назад профсоюза художников как такового не существовало. Живописцы были одновременно ремесленниками, малярами и входили в профессиональный союз строительных рабочих.

– Что давало в то время членство в профсоюзе?

– Профсоюз, как и сегодня, предполагал защиту интересов работников. Плюс ко всему в послереволюционные годы он пытался выполнять роль распределителя заказов: члены профсоюза могли претендовать на получение более выгодной работы, а музыканты, к примеру, без специального разрешения организации вообще не могли осуществлять профессиональную деятельность. Еще профсоюзы организовывали различные мероприятия. Государство выделяло деньги, а они решали, кого пригласить.

Художников СОРАБИС поддерживал, гасил возникающие конфликты, правда, на определенном этапе сыграл и негативную роль в судьбе Витебской художественной школы. Что же произошло?

Местная консерватория постоянно меняла место «прописки», переезжая из одного здания в другое. Был даже момент, когда крупные музыкальные инструменты (рояли) с целью сохранности временно «переехали» в дома преподавателей. Там же проходили и занятия. А Шагаловское училище размещалось в национализированном доме купца 1-й гильдии Израиля Вишняка, художники даже умудрялись там жить. В 1922 году Казимир Малевич со своими учениками и последователями покинул Витебск – уехал в Петроград, и училище оказалось в слабом положении. Этим и воспользовалась дирекция консерватории, подселившись на первом этаже городской усадьбы и через год замахнувшись на другие помещения дома. В итоге училище вынуждено было покинуть просторную усадьбу и переехать в здание старой синагоги. И профсоюз, где музыканты составляли большинство, сыграл в этом решающую роль.

– Но ведь были и положительные примеры, наверное?

– Разумеется. В этом плане показателен эпизод, связанный с Комитетом по борьбе с безработицей (Комборбез), который возник в 1917 году по инициативе городской думы и профсоюзов. Празднование второй годовщины комитета стало первой акцией, которую провели в Витебске Казимир Малевич и его сторонники-супрематисты. Профсоюзные структуры инициировали и сам праздник, и украшение города, обратившись за помощью к супрематистам, а не ремесленникам и традиционным художникам. Результат этой акции – появление авангардного художественного объединения «Утвердители нового искусства» (УНОВИС).

– Марк Шагал тоже был членом профсоюза?

– На этот вопрос нет точного ответа, но лично мне мысль о членстве Шагала в профсоюзе строительных рабочих кажется невероятной. СОРАБИС возник летом 1919 года, а уполномоченным по делам искусств Шагал стал в сентябре 1918-го. Возглавив подотдел искусств, он первым делом попытался добиться распределения всех заказов именно через это ведомство, и у него получилось – зимой 1919 года городской совет издал соответствующее постановление. То есть в этом интересы СОРАБИСа и Марка Шагала пересекались. Кроме того, Шагал был авторитетным художником, его знали в Европе, и по этой причине, возможно, он не видел необходимости искать опору для себя в профессиональном союзе.

– А кто из ярких личностей был членом СОРАБИСа?

– К примеру, Альфред Цшохера, получивший мандат уполномоченного Наркомпроса от музыкального отдела. Он происходил из так называемых Васильевостровских немцев Петрограда, работал в музыкальном отделе Наркомпроса. В Витебск семейство Цшохеров бежало от голода. Альфред преподавал в консерватории и активно участвовал в профсоюзном движении. Он был образованным человеком, учился в Петербурге, потом в Германии; воспитывался на музыкальной европейской культуре, с вниманием относился к художественным экспериментам. И как профсоюзный активист сделал для Витебска немало хорошего.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024
Все новости