Общество и профсоюзы

Социальная ответственность: из чистых побуждений или из желания прославиться?

Бизнес: найти достойные инициативы трудно

В современном мире успех компании зависит не только от качества произведенного продукта, но и от ее имиджа, а также правильно налаженных коммуникаций с обществом. В связи с этим все большее значение приобретает корпоративная социальная ответственность (КСО).

Сегодня социальная ответственность бизнеса широко внедрена практически во всех крупных корпорациях мира. Они готовы потратить часть денег на социальные проекты, заведомо не ожидая прибыли.

Так, например, торговая сеть Walmart помогает обучать и трудоустраивать низкоквалифицированных рабочих. Корпорация Sony реализует благотворительные программы помощи детям из стран Южной Америки. Корпорация Apple поддерживает проекты по охране окружающей среды. А «Газпром нефть» вкладывает большие финансовые средства в развитие социальной сферы российских городов.

Для Беларуси тема социальной ответственности корпораций довольно нова. Несмотря на это, отечественные компании поддерживают культурные, образовательные и социальные проекты. Результаты ежегодного исследования «Динамика развития КСО в Республике Беларусь» показали достаточно высокую вовлеченность бизнеса, негосударственных организаций и государства в социально значимые проекты. Как правило, они направлены на помощь детям и детским учреждениям, поддержку развития спорта и учреждений образования, а также заботу об окружающей среде.

Например, один из крупнейших производителей газированных напитков, компания Coca Cola поставила перед собой глобальную цель – к 2030 году обеспечить 100-процентный сбор и переработку пластика, который она ежегодно поставляет на рынок. Эта политика распространяется на все региональные подразделения корпорации, в числе которых и «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия».

Как отметила во время II конференции «Развитие экологической дружественности в Беларуси» заместитель генерального директора по связям с общественностью предприятия Марина Боровко, проблема сбора, сортировки и переработки пластика для компании актуальна. Ежегодно «Кока-Кола» активно участвует в различных экологических мероприятиях. Причем не только поддерживает инициативы (в прошлом году предприятие профинансировало социальные и экологические проекты на сумму более 150 000 евро), но и оказывает посильную помощь. К примеру, в этом году в рамках акции «Зробiм!» сотрудники предприятия облагораживали территорию, прилегающую к озеру в деревне Юхновка (Минский район).

«К сожалению, мы входим в ту группу стран, где решение по сортировке, сбору и переработке пластика на государственном уровне пока не принято, – отметила Марина Боровко. – И в ближайший год нам не стоит рассчитывать на появление какого-то инструмента для решения этой проблемы. Но мы должны понимать, что каким бы ни был этот инструмент, нужны материальные вложения как со стороны государства, так и со стороны иностранных инвесторов».

По словам эксперта, многие крупные компании, желающие поддержать социальные инициативы, сталкиваются с проблемой: найти достойный проект довольно непросто.

Аналогичное мнение высказала и руководитель ОДБ Брюссель, координатор программы «Инкубатор социального предпринимательства» Алена Лис. «Интерес у бизнеса есть, но каких-то конкретных проектов пока не появилось. Возможно, просто наши инициативы не готовы ходить к бизнесу, предлагать идеи и быть проактивными. Сегодня важно, чтобы крупный бизнес начал вкладывать в устойчивые инициативы и помогать мелким социальным бизнесам», – сказала спикер.

То, что экологические проекты перспективны с точки зрения бизнеса, уже увидели инвесторы. По словам Алены Лис, начиная с 2000 года, белорусские компании вложили в различные инициативы 228 млн долларов. При этом 42% инвесторов отметили, что готовы увеличивать вложения в экологические проекты, направленные в основном на очистку воды.

О том, что бизнес готов поддерживать экологические инициативы, говорила и ведущий специалист по корпоративным коммуникациям, лидер проектов по устойчивому развитию в пивоваренной компании «Аливария» Наталья Жук.

«Мы понимаем, что, будучи масштабным производством, влияем на экологию, поэтому несем за нее ответственность перед людьми и страной. В связи с этим наша компания выступает инициатором некоторых экологических инициатив и всегда открыта для сотрудничества. Главное – прийти, предложить идею, которую мы сможем вместе реализовать», – отметила представитель компании «Аливария».

Социальные инициативы: интерес бизнеса растет, но условия надо обговаривать

В свою очередь руководитель благотворительного проекта «КаліЛаска» Наталья Горячая отметила, что любые социальные проекты вынуждены подстраиваться под крупный бизнес. «Мы не можем диктовать свои правила просто потому, что у нас неравный авторитет. Когда работали с крупными компаниями, мы предлагали идеи, но у бизнеса было свое видение. Нам приходилось идти на компромисс и стараться сделать так, чтобы всем было хорошо», – подчеркнула Наталья Горячая.

По мнению основательницы первого в Украине магазина в стиле «ноль отходов» Анны Поникарчук, в последнее время компании стали проявлять больший интерес к социальным проектам по нескольким причинам: «Во-первых, они наконец поняли, что теряют деньги на мусоре, вместо того, чтобы получать прибыль от его переработки. Во-вторых, это хорошая возможность прославиться, и ее непременно нужно использовать. В-третьих, руководителям предприятий действительно небезразличен экологический след, который оставляет деятельность их предприятия».

Говоря о перспективах взаимодействия с бизнесом, учредитель интернет-магазина «ЭкаЕжа» и компании-импортера органических продуктов «Конамор» Надежда Соболевская предположила, что с каждым годом интерес крупных компаний будет возрастать.

«Когда мы только начинали свой бизнес, большинство белорусов не понимали, что такое органические продукты. Сейчас видим, что такого скепсиса, как раньше, у людей нет. Более того, есть открытость и желание узнать об этих продуктах больше. Причем интересуются разные сегменты аудитории. Конечно, бизнес видит тренд на здоровое питание, поэтому в будущем в Беларуси откроются новые онлайн-магазины с такой продукцией, а также появятся первые стационарные», – пояснила Надежда Соболевская.

Но, прежде чем это произойдет, нужно, чтобы внутренний рынок органических продуктов в нашей стране вырос. Ведь пока в Беларуси недостаточно органических фермеров, которые могут пополнять каждый день (или хотя бы несколько раз в неделю) ассортимент стационарного магазина, добавила спикер.

Мода на экологичный образ жизни играет на руку социальным инициативам, считает владелица интернет-магазина по продаже экотоваров Татьяна Мирончук (Россия).

«Изначально, когда я начинала шить экомешочки, которые заменяют полиэтиленовые пакеты в магазине, это была моя инициатива. Чтобы выйти с ней к людям, я вынуждена была превратить ее в бизнес. Когда открыла первый в городе магазин по продаже экотоваров, моей историей заинтересовались СМИ. О проекте узнала общественность. Увидев интерес потребителей, местная сеть супермаркетов начала предлагать покупателям мешочки-фруктовки вместо полиэтиленовых пакетов. Конечно, пластика на полках этого магазина по-прежнему много. Но это очень здорово, что бизнес берет курс на экологичность, даже если основной целью для него пока является желание заработать», – резюмировала Татьяна Мирончук.

Анастасия ШИРАЛИЕВА