Спорт

Ледовый спидвей: спорт для тех, кто любит скорость, риск и силен духом

Гонки на мотоциклах по льду на максимальной скорости вызывают невероятно эмоциональный подъем даже у зрителей.

На колесах с металлическими шипами

В летнее время гонки на мотоциклах – это прежде всего мотогонки и мотокросс по определенной трассе или по трассе овальной формы от 260 м до 400 м, по гаревому покрытию. Но в некоторых северных странах популярен и зимний вариант – ледовый спидвей.

История не сохранила имени человека, который впервые выехал на лед на мотоцикле, лишь предполагается, что это произошло в 1920-х годах. В то время в странах Скандинавии уже проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов ледовый спидвей считался только забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам – их выделили в отдельный вид спорта.

Этим спортом могут заниматься все желающие, но в официальных гонках могут участвовать только спортсмены старше 16 лет. Если в России ледовый спидвей сейчас считают профессиональным спортом, то в европейских странах выступают энтузиасты-любители.

Официальные соревнования по ледовому спидвею проходят на двухклапанных мотоциклах с допустимым объемом двигателя 500 куб. см. На шинах мотоциклов установлены металлические шипы длиной 28 мм – 125 на переднем колесе и 175 на заднем, которые торчат, как острые иголки. Кроме того, на мотоциклах для ледового спидвея нет тормозов: сбавить скорость можно только ручкой газа, затормозить возможно мотором. И амортизаторы на ледовых байках настроены совершенно иначе, намного жестче, чем в других видах мотоспорта. В этих мотоциклах всего две передачи: одна – вверх, другая – вниз, а моторы работают на метиловом спирте. Поворачивать можно только налево, так как с правой стороны есть подножка (костыль) почти до пола.

Скорость мотоцикла зависит от длины трека. Однажды на входе в поворот замерили максимальную скорость в 130 км/ч, но и это далеко не предел.

Сильнейшие гонщики – из СССР и России

Первый раз в СССР ледовый спидвей увидели в январе 1939 года, когда на трассу выехал всего один гонщик – Сергей Бучин. 9 января того года в газете «Красный спорт» опубликовали статью «Мотоцикл на льду»: в ней рассказывалось, как в перерыве соревнований по конькобежному спорту, на удивление публике, на лед выехал мотоциклист. Он не только чувствовал себя вполне уверенно на льду, но и на поворотах почти не снижал скорость. К статье прилагались две фотографии гонщика Сергея Бучина.

Уже через год, 10 марта 1940-го, на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).

В 1960 году в СССР проводились соревнования на Кубок дружбы народов, в которых приняли участие гонщики из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Популярность тех соревнований, а также последующих дружеских кубков убедили Международную федерацию мотоциклетного спорта (FIM) в необходимости придать таким соревнованиям официальный статус.

Первый чемпионат мира по эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду. Несмотря на то, что в соревнованиях участвуют гонщики из разных стран, с самого первого чемпионата абсолютными лидерами были гонщики из СССР и России. Из прошедших 43 чемпионатов мира в личном первенстве лишь 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных первенств только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.

Как и во всех видах мотоциклетного спорта, в ледяном спидвее очень важна защита гонщика, ведь здесь часто бывают резаные раны от шипов, переломы, разрывы связок, сотрясения.

Для ледового спидвея делают специальные комбинезоны из защитного материала, кевлара. На левом колене есть дополнительный наколенник, чтобы скользить им по льду и не отбивать колено при ударах о поверхность трека. На левом мотоботе есть так называемый «наносочник» – он тоже необходим для защиты. Некоторые мотогонщики надевают под комбинезон кольчугу из алюминия. Остальной набор экипировки стандартный для мотоциклетного спорта – шлем, маска, перчатки, мотоботы.

Правила спидвея довольно просты: не пересекать внутреннюю и внешнюю синюю линии, не касаться стартовой ленточки, не ездить грубо и не сбивать никого – за все эти нарушения снимают с заезда.

В гонке участвуют 16 гонщиков и 2 запасных. Каждый гонщик проезжает по 5 заездов и встречается с каждым соперником один раз в день гонки. В заездах участвуют четверо спортсменов, которые должны проехать четыре круга. Победитель получает 3 очка, второй – 2 очка, третий – 1 очко. Лучший результат в гонке – 15 очков, когда гонщик выигрывает все пять заездов.

Ледовый спидвей – спорт экстремальный и яркий. Головокружительные виражи и обгоны, напряженная борьба между гонщиками по-прежнему притягивает болельщиков на соревнования, несмотря на мороз.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников