Стиль жизни

«Гуканне вясны» как аксессуар. Традиционные белорусские праздники «ожили» на платках

Белорусские мастера из ОАО «Центр Моды» изготовили коллекцию эксклюзивных платков по мотивам национальных обрядов «Гуканне вясны», «Купалле» и «Дажынкі».

Идея этого проекта родилась давно. Несколько лет назад Глава государства поручил концерну «Беллегпром» разработать белорусские пуховые платки. Задачу выполнили и платки запустили в производство. Однако, когда наши мастера побывали в Оренбурге и увидели, как там трудятся местные, то убедились, что за производством оренбургских пуховых платков скрывается целая культура, многовековая традиция. Решили, что конкурировать с ними невозможно, да и не нужно. Так белорусские мастера решили найти свою изюминку, создать эксклюзивные изделия, которые отражают наш колорит.

Было решено создать уникальные платки с мотивами белорусских традиций, объектов, пейзажей из современного сырья, полученного способом переработки. Дизайнеры посчитали, что платки с местным колоритом могут стать для туристов лакомым кусочком.

– В образе славянской женщины платок во все времена был акцентом и служил завершением костюма, – рассказала директор ОАО «Центр Моды» Елена Дегтерева. – Про девушку, которая не носила платок, говорили: «словно церковь без купола». Большую часть жизни женщины ходили в платках и не снимали их вплоть до кончины. Истории не известен ни один женский головной убор, который придавал бы столько нежности, ранимости и женственности, как это делает платок. Даже Александр Блок в своих стихах писал о том, как платок гармонировал с образом молодой девушки. А современные женщины могут дополнить свой образ нашими элегантными  аксессуарами.

Лимитированная коллекция состоит из трех красочных платков: с оригинальным дизайном и множеством стилизованных элементов в авторском исполнении.

Платок «Купалье» посвящен традиционному народному празднику Иван Купала, который отмечается в период летнего солнцестояния в ночь с 6 на 7 июля. После ночных гуляний утром парни и девушки шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы – «зелле копать». Считалось, что в это время растения пышно расцветают и наделяются волшебной силой, также начинают созревать злаки. Из васильков, панского мака, зверобоя, мяты, колокольчиков девушки плели венки.

Аксессуар «Дожинки» вдохновлен праздником окончания жатвы – времени, когда подводится итог труда крестьянина н6а сборе урожая. На территории Беларуси Дожинки встречаются еще в хрониках XII века. На Пречистую (одно из названий этого праздника) в церквях освящали новый хлеб, разные овощи, фрукты. При этом освященное в церкви жито перемешивали дома с остальным и откладывали до следующего сева, чтобы новое зерно хорошо росло.

Прототипом для платка «Гуканне вясны» стал обряд, который родился в языческую пору и отмечается в Беларуси в Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день у хозяев, чей двор облюбует аист, год должен быть удачным. Образ птицы (жаворонка, кулика) является символом прихода весны. В деревнях птичек пекли из теста или вязали из соломы. Сельчане подкидывали их вверх и пели песни.

Вероника СОЛОВЕЙ