Наверх

«На 2-м квартале взял еврея!» На что раньше жаловались пассажиры витебского трамвая

13 мая 2019

Недавно мы писали об областном конкурсе профессионального мастерства среди кондукторов, который прошел в Витебске. Но кроме ярких участников, приятных призов и непростых заданий в этом состязании была еще одна составляющая – без нее мероприятие вряд ли получилось бы таким полным и ярким.

Это – остроумный сценарий, в котором нашлось место экскурсу в историю. Практически все факты касались электрического транспорта. Оно и неудивительно: трамвайная система появилась в Витебске раньше, чем во всех остальных городах нашей страны – 30 июня 1898 года, и более 30 лет оставалась единственной.

По данным свободной энциклопедии «Википедии», витебский трамвай более востребован, чем столичный: к 2015 году этот транспорт перевез 33,5 миллиона жителей и гостей Северной столицы.

– Раньше в обязанности кондуктора входил контроль за наполняемостью вагонов. При определенном количестве человек запрещалось садиться, – рассказывали ведущие конкурса профмастерства. – Зайти в вагон можно было в любом месте: стоило лишь подать знак вагоновожатому – и трамвай останавливался. Проезд стоил 5 копеек. Учащиеся, если они были в форме, могли платить 3 копейки. Бесплатно – детям до 5 лет. Для сравнения: рабочий в то время получал 50–60 копеек в день.

А сейчас давайте вместе с современными сотрудниками городского транспорта полистаем странички его истории и улыбнемся, узнав, чем же были недовольны пассажиры более 100 лет назад.

Вашему вниманию – выдержки из книги жалоб. Заметьте, некоторые горожане высказывали свои претензии трамвайному парку весьма настойчиво!

«Севши в вагон, спросил господина кондуктора, когда придет вагон. Он неделикатно ответил: когда придет, тогда и уйдет». Артист Орлов, 2 января 1905 года.

«Более недели, как я заявил, что дверь в вагоне № 105 не притворяется. Дверь не поставили и поныне. Это вызывает боль зубов». Надворный советник Глутневич, 19 января 1905 года.

«Решительно не понимаю, почему кондукторы закрывают двери вагона, когда на улице так тепло. Ведь в вагонах от жары невозможно сидеть». Надворный советник Глутневич, 20 августа 1906 года.

«Вагон 112 до того весь разбит, что от скрипения и стука невозможно в нем сидеть. Двери сами собой открываются, через что сквозит». Надворный советник Глутневич, 20 июня 1913 года.

«Прошу потребовать от контролера № 15: по какому праву он взимает с меня 5 копеек, когда я нахожусь при гимназической шапке? Но без герба. Но с кантами».

Ответ директора: «Фуражка хотя бы и с кантами, но без герба не дает право на пользование льготным тарифом», 26 мая 1906 года.

«Вагон № 115. На мою просьбу остановить трамвай на улице Задунавской против аптекарского магазина вагоновожатый дерзко улыбнулся. И не остановил», 24 сентября 1913 года.

«В 10 часов утра в вагоне № 106 на площадке было 4 человека. А я, выйдя из почты, желал сесть в вагон. О чем знаком предупредил вагоновожатого. Но он не остановит вагон. И усилил ход. А между тем на 2 квартале взял еврея». Полковник Копрятин, 20 сентября 1915 года.

Кстати, по рапорту контролера или по жалобе пассажира кондуктора в то время могли уволить с работы без всяких разбирательств. Выходных пособий при этом не выплачивали.

Записала Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото из архива Музея истории витебского трамвая

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024
Все новости