Стиль жизни

Не сгори! Как вовремя понять, что вы не справляетесь с перегрузками на работе?

Работа может быть стрессовой: «перебежки» с одного совещания на другое, «жонглирование» дедлайнами, общение с грубыми клиентами или черствыми начальниками, не прекращающийся поток информации из корпоративного почтового ящика. В итоге сотрудник доходит до точки кипения и «перегорает». «Наш организм готов справляться со стрессом в ограниченных количествах, а после длительного периода в состоянии напряжения «перегорание» неминуемо», – объясняет для CNN Money доктор Дэвид Баллард, глава «Центра по организационному совершенству» Американской психологической ассоциации. Последствия данного синдрома типичны и знакомы: снижение мотивации, рабочей уверенности и продуктивности, пребывание преимущественно в плохом настроении и негативное мышление. Все это вкупе приводит к заниженной жизненной оценке. Доктор Баллард рассказывает, что иногда перегрузка на работе сказывается на способностях решения проблем, принятия решений, взаимоотношениях с коллегами, близкими и друзьями. Мы публикуем примеры самых распространенных причин эмоционального «выгорания» и советы специалистов, как максимально безболезненно ему противостоять.

1. Недостаток контроля

В зоне риска находятся сотрудники, от которых мало зависит их же распорядок работы, налаживание взаимодействия с коллегами. «Отсутствие гибкости в структуре и политике компании, невозможность управлять своим временем могут привести к ощущению западни», – предупреждают эксперты.

Что с этим делать?

Ищите пути, как лучше упорядочить ваше ежедневное расписание. Уделите 10–15 минут утром на формулировку нескольких главных целей на сегодня. «Это позволит вернуть чувство контроля», – рекомендует эксперт по балансу на рабочем месте Джо Робинсон.

Однако битва с «передозировкой» работы ложится в том числе и на плечи руководителя компании. По утверждениям экспертов, наниматель должен быть осведомлен о своей роли в снижении уровня «перегорания» сотрудников. «Если предоставить работнику немного автономии и дать проявить индивидуальный подход в решении задач, это может предотвратить кризис», – говорит Алиша Грэнди, профессор индустриально-организационной психологии в Университете штата Пенсильвания, США.

2. Чувство несправедливости

К «выгоранию» специалистов может привести и проявление нечестности в рабочих процессах. Невозможность участвовать в обсуждении и влиять на принятие решений начальством также снижает мотивацию.

Что с этим делать?

Идентифицируйте причину проблемы и начните борьбу с ней заранее. Например, если вы считаете, что вам недоплачивают или пробросили с повышением, обсудите этот вопрос с начальством. «Как работник вы должны убедиться, что ваши мнение и голос слышат», – советует Баллард. Руководителям также следует ориентироваться на коммуникацию с сотрудниками. «Будьте открыты и честны с подчиненными во время общения, давайте аргументированные объяснения своим решениям и мотивам», – убеждает он.

Кроме того, в нерабочее время вы не должны думать о своих профессиональных обязанностях. Если такие мысли посещают вас за пределами офиса, а тем более в выходной, – это явный признак перегрузки. «Компании могут предложить мастер-классы, тренинги или собрания, на которых специалистам помогут стать услышанными и справиться с нагрузками», – говорит Блейк Эшфорт, профессор в «Школе бизнеса им. Уильяма П. Кэри» Университета штата Аризона, США.

3. Физические изменения

Ваш организм дает вам множество знаков, когда находится под длительным воздействием стресса. Это напряжение в шее, головные боли и боли в животе. Если эти ощущения сопровождаются негативными мыслями о работе, вы гарантированно на пути к профессиональному «перегоранию». «Каждый день вам едва удается затащить себя на работу, которая впоследствии становится невыносимой», – описывает ощущения Джо Робинсон.

Что с этим делать?

Больше времени уделяйте сну. Конечно, высыпаться в состоянии стресса и изнеможения сложнее. Однако полноценный отдых – единственный способ вернуться в нормальное русло. «Вам нужен качественный сон, чтобы встать на рельсы и перезагрузиться, а затем вернуться на работу в дострессовом состоянии», – рассказывает Баллард.

4. Изменения в поведении

«Перегорание» часто приводит к смене настроения, негативным мыслям и снижению мотивации на работе. «В итоге это часто влияет на вашу продуктивность, ведь выполнять производственные задачи все сложнее», – говорит Баллард. Правда, иногда мы имеем дело с форсированным позитивным поведением: например, персонал сферы обслуживания вынужден «натягивать» счастливое выражение лица и подавлять реальные эмоции.

Что с этим делать?

Найти хобби, записаться на танцевальные уроки, заняться волонтерством или получить какие-нибудь новые навыки. Это поможет отвлечься от перегрузок на работе. «Различные нерабочие активности заряжают позитивными эмоциями, которые вытесняют негатив», – считает Робинсон.

5. Потеря уверенности

Сомнение в своих способностях, недопонимание с клиентами и коллегами, снижение продуктивности могут инициировать перегрузку. Некоторые люди, потерявшие уверенность в себе, в итоге вовсе выключаются из рабочего процесса.

Что с этим делать?

«Сверьтесь с реальностью: посоветуйтесь с коллегами, руководителями или друзьями, которым доверяете. Спросите, что они думают о ваших результатах на работе», – советует Баллард. По его мнению, восстановить уверенность в себе также можно, ставя маленькие и достижимые цели.

Подготовил Эдгар ЧЕХОВИЧ