Стиль жизни

Заставить дерево звучать. Как создают скрипки

В мире существует немало необычных профессий и одна из них – скрипичный мастер. В каждой своей скрипке мастер может услышать ее неповторимый звук и собственный характер.

Стоимость скрипки, альта или виолончели, сделанной в мастерской Николо Амати, Антонио Страдивари или Джузеппе Гварнери, знаменитых итальянских мастеров струнных музыкальных инструментов XVI-XVIII веков, исчисляется миллионами. Играть на них – мечта каждого музыканта.

История итальянского города Кремона в провинции Ломбардия тесно связана с производством скрипичных музыкальных инструментов. Именно здесь 400 лет назад были сделаны лучшие в мире скрипки. Династии скрипичных дел мастеров прославили Кремону во всем мире. Неудивительно, что «мастерство скрипичных мастеров Кремоны, передающееся из поколение в поколение» было внесено в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. И сегодня в этом городе работают мастера струнных инструментов продолжающие старинную традицию, уверенные в том, что скрипка – это плод вдохновения мастера, душа, воплощенная в дереве.

Секреты мастерства в Кремоне сохранились и сегодня. Здесь продолжают делать дорогие и эксклюзивные инструменты в полном соответствии со старинной технологией. В центре Кремоны находятся лавки скрипичных дел мастеров, работающих по так называемому «классическому кремонскому методу», веками отточенному поколениями мастеров. Здесь же находится и школа-мастерская Cremonensis Academy, где обучают студентов со всего мира технике создания струнных инструментов и смычков.

В Кремоне живет три сотни скрипичных дел мастеров, один из них – потомственный мастер Стефано Кониа. Его мастерская в историческом центре города притягивает посетителей из многих стран мира. Маэстро создает свои инструменты более 50 лет, вдохновляясь моделями великих предшественников. Для создания неповторимых инструментов он использует тщательно подобранную и выдержанную древесину. Каждую деталь он проверяет и акустически совершенствует, каждый инструмент сопровождается сертификатом оригинальности и гарантией.

В скрипичной мастерской есть ощущение, что оказался в прошлом на пару-тройку веков. Чувствуется запах старого дерева, смолы и лака, повсюду разложены диковинные приспособления и старинные чертежи. Скрипичный мастер должен хорошо разбираться в материалах. Чтобы сделать хорошую скрипку нужно несколько пород дерева и технические знания о том, что выбрать, как дерево ведет себя и как с ним работать, чтобы получить нужный звуковой эффект.

Верхняя дека скрипки изготавливается из специальной акустической древесины – резонансных елей, которые выращивают специально. Остальная часть инструмента сделана из клена. Каждое движение рубанком может изменить звук будущей скрипки. В этом деле столярная работа практически ювелирное дело. В процессе работы над скрипкой мастер использует десятки различных инструментов и приспособлений, но самое главное – это руки мастера, его опыт и интеллект, без которых даже самые сложные и совершенные инструменты будут просто грудой железа.

В этой работе нет мелочей. Один из самых важных секретов – это лак, которым покрывают скрипку. Музыкальный инструмент ручной работы может быть покрыт десятки раз различными лаками, состав которых мастера передают по наследству. Скрипичные мастера постоянно работают над улучшением этих лаков, поскольку это так же важно для звучания инструмента, как материалы и качество изготовления.

Скрипки нынешних мастеров – это результат бесчисленных часов, потраченных на овладение техникой, на достижение высочайшего качества исполнения с изысканной отделкой и звуком. Создавая скрипки для самых известных и требовательных музыкантов мира, они по-прежнему следуют традициям безупречного качества, изысканной отделки и глубокого богатого звука насыщенного атмосферой древней Кремоны.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников