В стране

Гродненцы возрождают речной транспорт

Совсем недавно оборудован причал для речного такси в центральной части города. Ведутся работы по строительству еще одной «водной станции» в нескольких километрах к северу от Гродно.

Кто на новенького?

В выходные дни на уже существующем причале водного такси в Гродно выстраиваются очереди из желающих прокатиться. А учредители и владельцы этого вида водного транспорта не оставляют идеи доставлять пассажиров и дальше, прямо до границы с Литвой в деревне Привалка, а то и по Августовскому каналу в Польшу и обратно. Благо здесь действует безвизовый режим для туристов.

– Дорога от центра города до Привалки по времени вдвое короче на понтонном катере, чем на рейсовом автобусе, – говорит предприниматель, он же капитан одного из катеров Игорь Осипович. – Но для полноценного развития водного туризма как на Немане, так и на Августовском канале не хватает инфраструктуры вдоль побережья: недорогих хостелов, кафе, объектов быстрого питания, тех же туалетов.

Скоро появится и второй причал для речного такси. Институт «Гродногипрострой» разработал проект для базы отдыха «Привал» ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман». Для малого речного транспорта здесь оборудуют причал, пирс, водную стоянку для хранения маломерных судов, а также подъезд к месту спуска судов на воду. Реализация проекта уже началась.

Возвращайся, речной вокзальчик

Рядом с новым причалом для такси в Гродно на правом берегу Немана был когда-то также оборудован причал для речных судов. До сих пор сохранилось уникальное здание речного вокзала. Там сейчас размещается ресторан, но краеведы считают, что можно возродить этот уникальный объект. Тем более проекты воссоздания вокзала обсуждаются в рамках международных экономических форумов, в том числе резидентами Свободной экономической зоны «Гродноинвест».

Как рассказал гродненский краевед Виктор Саяпин, построенное 100 лет назад здание вокзала и сейчас прекрасно выглядит. В нем когда-то пассажиры покупали билеты, могли отдохнуть в зале ожидания, выпить чаю с пирожками в буфете. Были и административные помещения. Сюда приходили те, кто плыл вверх и вниз по течению Немана на речных теплоходах «Виктор Усов» и «Ольга Соломова».

Кроме прогулочных, были и обычные пассажирские рейсы вверх по Неману до Лунно, Мостов и в низовья реки до Друскининкая. Виктор Саяпин писал, что из архивных документов следует, будто в конце XIX века у гродненского купца 2-й гильдии Александра Вениаминовича Ашкенази был во владении пароход под названием «Русалка», который совершал 3 раза в неделю рейсы по Неману от Гродно до Мостов и обратно протяженностью 76 верст в обе стороны. 

Кроме «Русалки», в начале ХХ века водные просторы Немана бороздили пароходы «Орел» Владимира Егоровича Уланова, «Барон Гинзбург» Самуила Файвелевича Руссоты, два парохода имел в собственности Яков Фишелевич Рак. 

В общем, река представляла собой полноценную транспортную артерию.  И сегодня гродненцы пытаются возродить давние традиции.

Алена СИНЕВИЧ

Фото из открытых источников