Наверх

Роман Гудзь: «Ребенка без идей не бывает, и даже самые сумасшедшие из них нельзя рубить на корню»

23 июня 2017

На сегодняшний день в области технического творчества у детей есть большие возможности. Только в Минском государственном Дворце детей и молодежи по этому направлению работает множество кружков и секций. Опытные педагоги умеют увлечь и заинтересовать ребят, а также помогают реализовывать любые детские идеи, в работе применяют новые технологии и современные материалы.

Об успехах своих учеников и современных направлениях обучения корреспонденту 1prof.by рассказал заведующий лабораторией экспериментального моделирования Минского государственного Дворца детей и молодежи Роман Гудзь.

«Родители часто недооценивают своих детей, считают, что техническими разработками можно заниматься, только обладая углубленными знаниями в области физики и математики, – это заблуждение. Мы принимаем ребят с 6 лет, учим конструировать автотранспорт. Первую свою модель они делают из шпажек для шашлыков. Получается очень интересно и необычно. А далее постепенно, по нарастающей, переходим на более сложные материалы и конструкции. Все необходимые знания дети получают в процессе работы: сами делают чертежи, математические расчеты, законы физики познают на конкретных примерах. Так что потом и в школе с этими дисциплинами проблем нет», – рассказал Роман.

Лаборатория технического моделирования Дворца молодежи включает в себя большой спектр направлений. Это и автомоделирование разной сложности – от обычных до радиоуправляемых машин. И авиамоделирование – обучение там начинается с летательных планеров и заканчивается радиоуправляемыми кордовыми моделями. Есть кружок студии экспериментального моделирования.

«На таких занятиях преподаватель не делает четкой привязки к определенной модели, дети работают над своими проектами. В основном приходят ребята старше 12 лет и те, которые прошли начальные этапы нашей или сторонней школы», – объяснил Роман.

Еще в лаборатории открылись новые инновационные направления – это школа беспилотных летательных аппаратов и нейропилотирование. В первой детей учат управлять квадрокоптерами. По словам Романа, успехи в этом направлении есть, ребята постоянно участвуют в соревнованиях и демонстрируют хороший результат.

«Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для победы надо показать лучшее время в гонке дронов, успешно справиться с маневрированием на специальной площадке и выполнить определенные задания, которые включают аэрофотосъемку с воздуха», – добавил заведующий лабораторией экспериментального моделирования.

В школе нейропилотирования дети управляют беспилотными аппаратами силой мысли. По описаниям Романа, такой летательный аппарат представляет собой маленький шарик, в который спрятано 3 пропеллера. И это только те направления, которые входят в основную программу.

«У нас есть ребята, которые занимаются по индивидуальному плану. Все они работают над своими проектами и идеями, которых у детей всегда очень много. На мой взгляд, ребенка без идей вообще не бывает, и даже самые сумасшедшие из них нельзя рубить на корню. Нужно адаптировать под реалии жизни, но отказывать никогда не следует», – убежден Роман.

Последний проект, который был выполнен под руководством Романа, получил признание и занял первое место в конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» в секции «Техническое моделирование». Его ученик Вадим Бабков разработал и сделал робота для тушения глубинных пожаров.

«Работа Вадима была высоко оценена консультантами из БНТУ. В будущем она наверняка будет применена в жизни», – уверен Роман.

Разработка 14-летнего Вадима – это модель МАЗа-535 (достаточно старая модификация грузовика восьмиколесного тягача. – Прим. авт.). Юный изобретатель в масштабе 1х14 сделал его точную копию. Во время работы было учтено все до малейших нюансов: у тягача открываются двери, работает вся светотехника и даже салон как у оригинальной машины. Когда-то давно предполагалось, что эта модель будет использоваться как транспортер для установки, предназначенной для тушения почвенных пожаров. Однако от проекта отказались, он оказался опасным для пилота, который находился в машине. Вадиму же с помощью современных технологий, дистанционного управления и программированных чипов удалось создать полностью действующую модель этого аппарата в том масштабе, в котором он действительно справляется со своими функциями.

«Вадим занимается у меня 4 года. Идея создать комплекс возникла быстро, больше времени ушло на подготовительный период. Мы все лето общались через интернет, обдумывали проект, пересмотрели огромное количество чертежей, документации, а в сентябре приступили к его реализации. Работа заняла 8 месяцев. Теперь мы имеем готовый к работе комплекс», – рассказал Роман.

Техническая новизна нового комплекса заключается в том, что он работает без участия человека. Датчики температуры позволят распознавать очаг возгорания и тушить глубинные пожары.

«На следующий учебный год у нас уже есть новые планы и обязательно будут новые изобретения», – пообещал Роман Гудзь.

Еще один проект, которым могут гордиться преподаватели Минского Дворца детей и молодежи, разработал ученик 9-го класса Данила Елисеев. Он смог своими руками собрать 3D-принтер, который обладает хорошими техническими характеристиками и отличным качеством печати. За образец Данила взял импортную дорогостоящую модель и поставил перед собой задачу сделать его доступней. По словам преподавателя, мальчику это удалось.

«Данила изменил конструкцию принтера, а при изготовлении корпуса использовал другие материалы. При этом качество и надежность его разработки ничуть не уступает оригинальной. Принтер печатает как простым, так и тугоплавким и прочным АБС-пластиком. Для этих целей модель оснащена столиком подогрева», – рассказал заведующий кабинетом «Общетехническое моделирование» отдела технического творчества и спорта Минского государственного Дворца детей и молодежи Вячеслав Винцек.

В этом году работа Данила заняла 1-е место на конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» в секции технического конструирования и 2-е место в Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «Техноинтелект».

«Участие в конкурсах – очень важный этап всей работы. Конечно, можно что-то сделать и поставить на полку, только смысла в таком изобретении будет мало. Надо заявлять о себе, показывать свои работы. Без помощи педагогов это сделать непросто. Любое участие в конкурсе сопровождается документацией, презентацией, докладом. Жюри оценивает не только саму работу, но и ее защиту, знания участника. Поэтому ребятам помогают несколько педагогов, которые имеют большой опыт подготовки к республиканским и международным конкурсам», – рассказал Вячеслав Винцек.

В новом учебном году Данила Елисеев будет заниматься по индивидуальной программе. В планах мальчика собрать строительный и пищевой 3D-принтеры.

«Талантливых детей у нас много, в этом году только на базе лаборатории экспериментального моделирования занималось около 140 детей, и 70% из них обязательно вернется в следующем году. Это значит, что и изобретений станет больше. Тем более что в следующем учебном году мы запускаем новую комплексную программу для обучения, в нее войдет отдельный предмет – евристика. Это отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности. А по-простому – наука о том, как стать изобретателем», – подытожил Вячеслав Винцек.

Виктория ЯКИМОВА

Фото автора 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024
Все новости