Хатынь. Боль без срока давности
Прошло ровно 75 лет с того дня, когда фашисты осуществили одну из самых зверских карательных акций против мирного населения Беларуси, – стерли с лица земли деревню Хатынь.
В годы Великой Отечественной войны Беларусь оказалась в эпицентре террора нацистов. За 3 года жестокой оккупации было уничтожено 209 городов и более 9 тысяч деревень; расстреляно, замучено и сожжено свыше 2 миллионов человек.
Мастер цеха горячих и холодных штампов МАЗа В.А. Яскевич, один из четырех чудом оставшихся в живых детей сожженной деревни Хатынь, на месте, где был его дом.
Начало конца
22 марта 1943 года на шоссе Минск–Витебск в шести километрах от Хатыни, у деревни Козыри, партизаны обстреляли автоколонну гитлеровцев. В результате этой операции погибли офицер полиции, шеф-командир 1-й роты 118-го полицейского батальона гауптман Вельке и еще трое сопровождавших его офицеров. Партизаны скрылись в лесу.
Во второй половине дня, вызвав подкрепление из Логойска, озверевшие каратели ворвались в Хатынь и начали выгонять из домов местных жителей. Прикладами автоматов поднимали с постели больных и стариков, не щадили ни женщин, ни маленьких детей.
И.И. Каминский – единственный оставшийся в живых очевидец расправы фашистских оккупантов с жителями деревни Хатынь.
«В тот страшный день светило солнце, лежал снег, а по земле бежали первые весенние ручьи. Людей гнали из домов без верхней одежды и обуви. Мы, дети, то и дело перепрыгивали с ножки на ножку, было холодно стоять босыми на подтаявшем снегу», – вспоминает подробности того дня чудом выживший в трагедии Виктор Желобкович.
Будучи 7-летним мальчиком, Виктор хорошо запомнил чувство страха и плач детей. Он усилился, когда немцы стали заталкивать людей в сарай, затем обложили его соломой, облили бензином и подожгли.
«Деревянный сруб загорелся мгновенно. Мама изо всех сил прижимала меня к себе, а другие взрослые пытались выдавить горящую дверь», – говорит Виктор Андреевич.
В какой-то момент дверь рухнула, и охваченные ужасом сельчане бросились бежать, но фашисты хладнокровно расстреливали их из автоматов и пулеметов.
Последний житель деревни Хатынь, сожженной фашистами в годы Великой Отечественной войны, В.Яскевич на территории мемориального архитектурно-скульптурного комплекса «Хатынь»
Страшной смертью в тот день погибли 149 человек, в том числе 75 детей.
Чудом уцелеть удалось лишь троим: Витю Желобковича закрыла от пуль своим телом умирающая мама, а раненного в ногу Антона Барановского фашисты сочли мертвым. Единственный выживший взрослый Иосиф Каминский пролежал без сознания до поздней ночи. Придя в себя, он нашел своего израненного 15-летнего сына. Мальчик вскоре умер на руках у отца. Именно этот момент наитяжелейшей боли был запечатлен в скульптуре «Непокоренный человек», ставшей главной фигурой мемориального комплекса «Хатынь».
Никто не забыт
Идея возведения мемориального комплекса на месте сожженной деревни возникла в 1966 году. Он задумывался как дань памяти сотням белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни.
В марте 1967-го был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. Победила группа лучших архитекторов того времени, в которую вошли Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и Сергей Селиханов.
«Работа над проектом захватила нас, – вспоминает Леонид Левин. – Мы придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, но чего-то не хватало. Заросшее травой поле – свидетель трагедии – хранило мертвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине запел жаворонок. Звук, тут должен быть звук!» Так появились колокола Хатыни.
Представители одного из сельсоветов республики закладывают землю для вечного хранения в мемориальном комплексе «Хатынь» в канун празднования 25-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Строить мемориал помогала вся страна (СССР. – Прим. авт.). Гранит привезли из карьеров Украины, белый мрамор – из России. Первая очередь комплекса была завершена в конце 1968 года, а торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года.
Перед началом митинга на открытии Хатынского мемориального комплекса.
Сегодня мемориальный комплекс «Хатынь» включен в Государственный список историко-культурного наследия. Его ежегодно посещает более 200 тысяч человек.
Точка не поставлена
В преддверии 75-й годовщины трагической гибели жителей Хатыни в Национальной библиотеке Беларуси состоялась презентация книги «Хатынь. Трагедия белорусского народа». Ее автор, директор Государственного мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский, еще 5 лет назад поставил перед собой задачу рассказать о неизвестных страницах истории Хатыни популярным для читателей языком.
«Для многих людей Хатынь ассоциируется лишь с трагедией 1943 года. Что было до этого, практически никто не знает. Вместе с тем эти места имеют очень древние корни. Деревня впервые упоминается в 1551 году, – отметил Артур Зельский. – Я сознательно выбрал научно-популярный формат. Писал книгу так, как будто провожу экскурсию. По сути, читатель пройдется по мемориалу, узнает об истории колоколов, о домах, людях. Мне не хотелось давать сухую статистику. Стремился, чтобы в душе обычного человека что-то отозвалось».
Автору удивительным образом удалось сердцем прочувствовать людскую боль и при этом беспристрастно сопоставить детали, вникнуть в исторические дискуссии и довериться только фактам.
В этой книге немало открытий, полностью восстановлена хронология того страшного дня и приоткрыты тайны создания мемориала.
«Последняя точка в этой истории еще не поставлена. Она все еще ждет своих многочисленных исследователей», – уверен Артур Зельский.
Виктория ЯКИМОВА
Фото автора и из Государственного архива кинофотофонодокументов