Делайте ставки, господа! Какие изменения ждут казино и букмекеров в Беларуси
Министерство по налогам и сборам ответило на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с принятием Указа Президента № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса».
Что способствовало принятию данного документа?
«В Беларуси онлайн-казино долгое время были запрещены. Но мы понимали: это вовсе не означает, что физические лица не участвуют в подобных играх. Нужно было решить, как обеспечить прозрачность такой деятельности и при этом не повышать требования со стороны государства к ее осуществлению, – рассказал заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич. – Кстати, рассмотрение данного вопроса в свое время предусматривалось и концепцией игорного бизнеса, принятой в 2011 году. Завершающим этапом должна была стать легализация. Этим вопросом занялась специально созданная межведомственная рабочая группа. В результате ее работы появились те подходы, которые сегодня закреплены указом».
По словам заместителя министра, в МНС поступали предложения от бизнеса по легализации онлайн-казино. Но в самом ведомстве понимали, что контролировать деятельность в сфере азартных игр в виртуальном пространстве сложно. Тем не менее учли международную практику, где уже есть примеры легализации.
Какие новшества появились в плане социальной защиты граждан?
В Беларуси уже работает механизм самоограничения для защиты лиц, которые не осознают своей привязанности к азартным играм. Человек может написать заявление, и его не будут пускать в игорные заведения. С 2017 года в судебном порядке это могут сделать близкие игромана.
«Широкая дискуссия прошла в обществе по поводу возрастного ограничения для посещения игорного заведения – 18 лет. С учетом международного опыта мы проработали этот вопрос. И глава государства согласился с предложением увеличить возрастной порог до 21 года», – отметил Владимир Муквич.
Какие механизмы предусмотрены для контроля со стороны государства?
Указ № 305 реализовал ряд моментов, которые ранее были не совсем урегулированы. Прежде всего, теперь организаторы азартных игр должны устанавливать видеокамеры и фиксировать процесс. Определены конкретные места: при входе, в залах, на выдаче выигрыша. «До этого в законодательстве содержалась общая формулировка. И, понятно, многие организаторы не хотели, чтобы контролирующие органы детально видели сам процесс», – пояснил заместитель министра по налогам и сборам.
Поскольку документ официально разрешил в Беларуси деятельность виртуальных игорных заведений, они также будут подпадать под контроль. Для этого им необходимо подключаться к специальной компьютерной кассовой системе и предоставлять доступ налоговым органам. Те будут мониторить, как осуществляются игры, как они учитываются.
В чем, согласно указу, заключается либерализация игорного бизнеса?
К примеру, при включении модели игровых автоматов в государственный реестр разрешается принимать испытания автомата, проведенные иностранными лабораториями. Также указ отменяет обязанность регистрировать оборудование в налоговых органах. «Помимо регистрации, его использование допускалось только после подключения к специальной компьютерной кассовой системе. Поэтому от момента установки автоматов до начала их работы проходил значительный промежуток времени, – сообщил Владимир Муквич. – Теперь функция регистрации фактически будет выполняться Мониторинговым центром по игорному бизнесу при подключении автоматов к системе».
Еще один плюс – снижение ставки налога на игорный бизнес на 50%, если оборудование используется менее 15 календарных дней. Кроме того, по решению организатора выплата выигрыша может приостанавливаться на срок до 30 рабочих дней. Это применимо в тех случаях, когда есть сомнения, что «удачу» человеку принесли манипуляции с автоматами. «Раньше необходимо было сначала выплатить деньги, а потом выяснять. Понятно, что спорные ситуации требовали времени на разбирательство. Но после найти «победителя» не всегда так просто. По новым нормам Мониторинговый центр за срок приостановки выплаты разбирается в ситуации и дает заключение, действительно ли была неисправность оборудования», – уточнил замминистра.
Что изменится не в пользу участников рынка?
Изменения, в частности, затронут букмекерские конторы, которые до того имели право принимать ставки через интернет. Теперь такую деятельность могут осуществлять только виртуальные игорные заведения. Потому для букмекерских контор, которые работают со стационарными кассами, все останется по-прежнему. Остальные же должны получить соответствующее разрешение. Но для этого предусмотрен переходный период – до 1 апреля 2021 года.
Кстати, с этого же времени можно будет блокировать сайты, которые предоставляют доступ к игорным заведениям, не получившим соответствующую лицензию.
Стоит ли ждать увеличения числа игорных заведений в стране?
Не все даже из существующих субъектов смогут выполнить новые требования. К примеру, нужен залоговый фонд, который позволит выплачивать выигрыши и рассчитываться с бюджетом в случае финансовой несостоятельности организатора. Но его не так просто завести. То же можно сказать и об аттестации системы безопасности на соответствующем уровне.
Что касается иностранных инвесторов, они придут на наш рынок только при определенных условиях. Как уточнили в МНС, деятельностью в сфере игорного бизнеса могут заниматься только белорусские юрлица. Поэтому иностранцы должны либо открыть компанию здесь, либо купить уже существующую, у которой лицензия открыта не менее двух лет назад.
Сколько сегодня средств поступает от игорного бизнеса в бюджет?
На 1 июля 106 субъектов имели лицензии на организацию игорного бизнеса в Беларуси. Фактически им занимались 86.
Доля игорного бизнеса в налоговых поступлениях составляет около 0,2%. За 2017 год от организаторов поступило 44,8 млн рублей. Стоит учитывать, что с 1 января 2016-го подоходный налог взымается с выигрышей. И результаты показывают серьезные суммы поступлений в бюджет. Так, за прошлый год победители перечислили 33,3 млн рублей.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ