Надежда Цигановская: «Горжусь тем, что смогла вывести белорусскую куклу на международный уровень»
Большое интервью с куратором и идейным вдохновителем выставки «Панна Doll’я».
О выставке кукол «Панна Doll’я» в Минске заговорили относительно недавно. За четыре года проект нашел своих ценителей. Надежда Цигановская, мастер, куратор и идейный вдохновитель, рассказала о создании проекта, необычном названии и предстоящих планах.
– Надежда, выставку «Панна Doll’я» уже можно назвать традиционной, правда, в новом году вы изменили формат.
– Это наш четвертый проект. Да, действительно, формат изменили. Раньше мы работали три дня, а сейчас – месяц. На больших выставках у нас, как правило, представлено 25 ‑ 27 стран. Здесь их всего 7 и 38 участников. На данной выставке 80% – работы белорусских мастеров. Моя задача состояла в том, чтобы о белорусском авторе говорили и узнавали. Авторская кукла – это не только мода, но и искусство, которое включает в себя малые формы скульптуры. Белорусским мастерам есть чем гордиться. Каждый, кто приходит на экспозицию, находит что-то свое. В особый восторг приходят дети, ведь это их мир.
– Как родилась идея подобного проекта?
– Я занимаюсь куклой уже очень давно. Переехала в Беларусь из Салехарда 3,5 года назад. У меня сразу же возникла идея подобной выставки. Ведь в каждой стране постсоветского пространства: Казахстане, Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине – уже имеется что-то похожее. Это их визитная карточка, так как приезжают не только художники, представляющие свою страну, но и коллекционеры, туристы.
– Почему решили назвать проект «Панна Doll’я»?
– Долго работали с лингвистами, пока не пришли к общей идее назвать проект «Панна Doll’я». Микс языков, которые использованы в названии, уже говорит о международном уровне. Нашу выставку знают за пределами Беларуси. Я периодически езжу в Европу со своими куклами и с работами белорусских мастеров. Япония, Киев, Мюнхен, Таллин, российские выставки – это все за три года. Горжусь тем, что смогла вывести белорусскую куклу на международный уровень.
– По какому принципу отбираются работы?
– Куклы отбираются по конкурсу. Я не первый день занимаюсь этим, знаю уровень мастеров, всевозможные существующие техники. Стараюсь производить отбор, ссылаясь не только на свое мнение, но и на рекомендации мастеров – Ирины Горюновой, Галины Дмитрук. Знаю, что они всегда могут дать адекватную оценку работам.
– Каких кукол можно увидеть на выставке?
– На данной выставке представлены работы во всех видах техник. Текстиль, который больше остальных распространен в Беларуси, мишки Тедди (отдельное направление) сложный и трудоемкий процесс, не все работы бывают качественные. Статичная кукла, которая максимально приближена к скульптуре. Также можно увидеть несколько антикварных экспонатов. Некоторым из них по 120 лет. Берем их из частных коллекций.
Стимпанк – отдельный жанр, в котором себя нашел Сергей Дроздов. Он сам не только лепит, но кует и хорошо работает с металлом. Шарнирные куклы представленны во флюмо и фарфоре (самый распространенный материал среди кукольников – Прим. авт.). Евгений Лукашевич, к примеру, делает деревянных шарнирных кукол. Таких мастеров всего 15 в мире! Юрий Шаров – мастер, который вырезает из дерева, и оно становится подвижным. Горжусь, что нашла его. Можно увидеть сильные работы из России, Прибалтики, Казахстана. Многие мастера начинают с текстильных кукол, после чего пробуют работать с другими материалами.
– Какая из техник самая сложная?
– Техника работы с шарнирной куклой. В ней много инженерии. Мало того, что это кукла, так еще и скульптура, которую разделили на элементы. Между ними сделали шарниры с пустотой внутри, натянули на пружину или резинку. Когда куклу берешь в руки, у нее все двигается. Она состоит из 18 элементов. Сначала отдельный слой отливается, а затем запекается в специальной печи. И так с каждой деталью. Мастера, которые занимаются шарнирной куклой, работают не только с деталями, но и с париками, одеждой, обувью.
– А как вы можете охарактеризовать настроение кукол?
– Чаще всего мастера делают задумчивых кукол. Это условие диктуют коллекционеры. Есть работы, где куклы плачут или улыбаются. Но на улыбающуюся куклу долго смотреть невозможно.
– Сколько времени уходит на создание самой простой куклы?
– Неделя.
– А на самую энергозатратную?
– Год или два.
– Почему, на ваш взгляд, в Беларуси не было подобных выставок? Может, это связано с отсутствием мастеров?
– Мастера кукол в Беларуси всегда были. Это Мария Скидан, Елена и Николай Байрачные. Но в какой-то момент плеяда кукольников пропала, а вместе с ними исчезли и куклы. Сейчас все вновь возрождается, и я этому очень рада!
– За время проведения подобных выставок интерес к ним возрос или, наоборот, упал?
– Первая выставка была очень сильной, но людей было немного, так как они не совсем понимали, куда пришли. Все было в новинку. Пришедшие ожидали, скорее, второго «Млына» (ежегодная выставка-ярмарка авторских работ – Прим. авт.). А мне как раз хотелось отойти от формата подобных ярмарок. Было важно, чтобы о выставке не забыли. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что людей стало больше. К примеру, на прошлую выставку за время ее работы пришли 12 000 человек. Самая большая проблема, которая существует на данный момент – у нас нет своего помещения. Сейчас выставляемся в филиале Центра современных искусств на Независимости, 47.
– Как человеку, который попал на подобную выставку впервые, правильно смотреть кукол?
– Я рекомендую всем приходить два раза. Эмоции будут отличаться. Попав первый раз, человек увидит образ, а во второй – начнет рассматривать детали, тем более что куклы у нас многокомпонентные.
– Какие выставки и где вы планируете провести в ближайшее время?
– Готовится проект «Малахитовая шкатулка» в Бобруйске. Также планирую выставку в Гомеле, Витебске и Бресте.
– Есть ли у вас идеи для новых проектов?
– У меня в планах сделать мужскую выставку. Тем более что в Беларуси есть плеяда мужчин-мастеров, которые занимаются созданием кукол. Все зависит от галерей и музеев, с кем я смогу договориться.
Беседовала Инна КОРСАК
Фото Ольги Котовой