Наверх

День суфражисток или мам?

07 марта 2017

За свою историю существования женский праздник изменился до неузнаваемости.

Кто придумал 8 Марта? Большинство рожденных в СССР ответят: «Клара Цеткин». И, скорее всего, дополнят, что именно она в 1910 году произнесла на конференции в Копенгагене пламенную речь о защите прав слабого пола. Это, конечно, факт, но многие историки считают родоначальницами праздника не социалисток во главе с фрау Цеткин, а американок.

В 1857 году толпы текстильщиц прошли по Нью-Йорку, требуя поднять зарплату и улучшить условия труда. Более того, в это же время американки и британки начали выступать против своего социального статуса в целом. Сегодня сложно поверить, однако законодательство Великобритании и США гласило: «Юридически женщина не существует отдельно от своего отца или мужа, которые и голосуют от ее имени и во имя интересов семьи в целом». Еще дамы не могли распоряжаться собственностью и претендовать на опекунство над детьми после развода. И это во второй половине XIX века! Так что страны захлестнули всякого рода митинги, конференции, а название нового женского движения «суфражизм» пошло от английского «suffrage» (право голоса).

Эти идеи пришлись по нраву всем феминисткам Европы, а затем докатились и до революционной России. Правда, в утрированном виде: быть женственной в 1917-м оказалось… стыдно. Хранительница очага превратилась в производительницу труда и детей, лишенную полового признака. Сразу вспоминается эпизод из «Собачьего сердца» Булгакова, когда к профессору Преображенскому нагрянуло новое домоуправление. «Во-первых, – перебил его Филипп Филиппович, – вы мужчина или женщина?» (…) На этот раз опомнился  первый, с копной. «Какая разница, товарищ?» – спросил он горделиво. «Я женщина», – признался персиковый юноша в кожаной куртке и сильно покраснел». Как говорится, без комментариев.

Но к 50-м годам прошлого века отношение к 8 Марта существенно изменилось. В женщине перестали видеть лишь наладчицу станков. Женские образы «потеплели» и в искусстве, начали открываться модные магазины, а в кино женщин стали называть не только «товарищ», но и «дорогуша», «мадам».

Кульминации праздник достиг в 1965 году, когда его признали государственным, а день, на который он выпадал, – выходным. К тому времени дата утратила свою политическую подоплеку. Женщины были уравнены в правах и воспевались как прекрасные работницы, хранительницы очага и любимые. Причем воспевались везде – в семье, на утренниках в школах и детсадах, производственных «капустниках». Советским женщинам тогда завидовали даже американки: гражданки СССР, к примеру, занимали руководящие посты, а в США процветала дискриминация.

А что для нас праздник сегодня? Московский корреспондент The Christian Science Monitor Фред Уэйр назвал Международный женский день на постсоветском пространстве «гибридом Дня матери и Дня святого Валентина», заметив, что «этот праздник содержит лишь очень слабые отголоски раннесоветского радикального феминизма». Пусть коллега иронизировал, назвав «день мимоз и шампанского» гибридом, но он недалек от истины. 8 Марта для нас – уж точно не дань Кларе Цеткин и ее идеям. Это, скорее, славная традиция советского прошлого с душевными открытками и поздравлениями. А еще – лишний повод для многих мужчин явиться домой с охапкой душистых цветов. И дискриминацией здесь совсем не пахнет.

Елена ОРЛОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости