Смена места: помогут ли мигранты решить демографическую проблему Беларуси?
Причин, которые заставляют человека менять место жительства или работы, зачастую несколько. В их числе — политические кризисы и войны, перенаселенность и сложная демографическая ситуация, экологические катаклизмы и т.д.
Немецкое население сокращается, мусульманское – растет
Миграция — один из важных источников формирования численности населения отдельных стран: она видоизменяет этническую и половозрастную структуру, воздействует на предложения на рынке труда. Сегодня проявления такого влияния можно наблюдать в государствах Западной Европы, где с 2014 года начался миграционный кризис.
Как отметил руководитель Центра демографии российского Института социально-политических исследований, член-корреспондент РАН Сергей Рязанцев, переселения в этот регион были и раньше. Но теперь возросла именно доля вынужденных мигрантов. По данным 2016 года, почти 60% из них — жители Сирии, бежавшие из страны в связи с началом военных действий. Хотя немало и выходцев из государств, где явных конфликтов сейчас нет или они погашены, — из Ирака, Афганистана, Эритреи, Сомали. Основными странами, которые интересуют мигрантов, из-за высокого уровня жизни и пособий по-прежнему остаются Германия и Швеция.
«По накопленной численности мигрантов в стране, то есть количеству жителей, которые в ней не родились, Германия среди членов Евросоюза занимает первое место. Только в 2016 году немецкие власти удовлетворили почти 700 тысяч заявок о предоставлении убежища, — пояснил Сергей Рязанцев. — Но каких последствий стоит ожидать? По прогнозам специалистов, в ближайшие годы доля чисто немецкого населения сократится с 90% до 85%, при этом мусульманского населения станет вдвое больше (примерно 6%)».
Также следует учитывать низкий уровень интеграции мусульман-мигрантов. Как правило, они плохо владеют языком, предпочитают жить на пособие, при этом у них отсутствует стимул к работе. Соответственно, серьезная нагрузка ложится на социальную инфраструктуру.
Миграция против депопуляции
В Беларуси международная миграция не просто влияет на численность населения — она должна помочь преодолеть депопуляцию. Конечно, такой волны переселенцев, как в Западной Европе, у нас нет, но с начала 2000-х количество прибывших в нашу страну растет. К примеру, если в 2005 году их было 13 031, то в 2016-м — 21 038. Почти 80% из них — представители стран СНГ. Самый большой миграционный прирост у нас с Россией. Но тут речь скорее о реэмиграции: то есть наши граждане, когда-то уехавшие жить туда и уже получившие российское гражданство, теперь возвращаются на родину. «Однако нужно понимать, что постоянно подпитываться такими переселенцами из России мы не сможем. С каждым годом их количество будет сокращаться, — отметила доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента экономического факультета БГУ Людмила Тихонова. — К слову, меньше стало и мигрантов из Украины. Если в 2014 году, когда на востоке страны начались боевые действия, к нам приехали свыше 6 тысяч граждан, в 2015-м — почти 10 тысяч, то в 2016-м — всего около 5 тысяч».
Общее число прибывших к нам в разы выше, чем число белорусов, которые переехали на постоянное место жительства в другие страны (в 2016 году — 13 098). Однако, несмотря на положительное сальдо миграции, говорить о преодолении депопуляции в ближайшее время не стоит. Ведь естественный прирост населения остается отрицательным: по данным за 2016 год, коэффициент смертности пусть и незначительно, но превысил рождаемость. К тому же следует учитывать не слишком «детородную» половозрастную структуру прибывших: так, за 2010–2014 годы мужчин среди переселенцев было больше, а доля женщин старше трудоспособного возраста составила 30%.
Возможно, в некоторой степени эту проблему помогут решить трудовые мигранты. Тем более что после либерализации законодательства и принятия Закона «О внешней трудовой миграции», который вступил в силу в 2011 году, число желающих приехать на работу в Беларусь заметно увеличилось. В 2016 году, по официальным данным Министерства внутренних дел, в республике выдано или продлено 19 939 специальных разрешений на право заниматься трудовой деятельностью иностранцам. При этом приезжие рабочие не представляют особой конкуренции для белорусов в борьбе за вакантные места. Например, они нередко устраиваются на низкоквалифицированные работы, которые среди наших граждан не пользуются популярностью.
Кризис села и вопрос жилья
В отличие от внешней миграции, внутренняя не сказывается на численности населения страны в целом. Вместе с тем ее влияние особенно ощущается на демографической ситуации, которая сложилась в сельской местности. Все больше жителей белорусских деревень, в основном молодых, уезжают жить в города. Село постепенно стареет и вымирает, а городское население в общей структуре составляет свыше 75%. Как считает профессор Людмила Тихонова, серьезным решением такой проблемы может стать развитие сферы услуг в сельской местности, фермерства, соответственно — создание новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест. Хотя уже сейчас многие семьи, испытывающие сложности с работой в городах, переселяются в деревни, где им предоставляют возможность не только трудоустроиться, но и обзавестись жильем.
В целом же, отмечают демографы, потоки внутренней миграции сегодня небольшие. При этом люди перемещаются в основном внутри одной области. По-прежнему сохраняется центростремительный характер такой миграции: большинство белорусов едут в Минск и Минскую область. Схожая ситуация, к слову, наблюдается в России.
«Масштабы внутренней миграции у нас начали сокращаться в 1990-2000-е годы. К тому же сейчас произошла трансформация самих форм перемещения, — рассказал Сергей Рязанцев. — В современных условиях люди стали более мобильными и переселяться им проще, но на короткое время. Скажем, поработать несколько месяцев в другом городе и вернуться. Такие мигранты статистикой не учитываются».
Факторов, влияющих на сокращение масштабов внутренней миграции, ученый выделил несколько. И хотя они касаются российской действительности, их можно легко применить для Беларуси. Одна из причин — так называемые «ловушки бедности». Многие люди не могут переехать даже в пределах своей страны, поскольку у них для этого недостаточно средств. Также важную роль играет бо́льшая привязанность к рынку жилья, чем к рынку труда. Для наших граждан важным жизненным ориентиром является наличие собственной квартиры или дома. В то же время на Западе люди легко могут переехать в другой регион, город, поменять место работы, зная, что проблем с жильем у них не будет.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ