Как надеть сари? Побывали в Индии, не выезжая из Беларуси
Шелковые сари и шали, панно из хлопка с рисунком ручной работы, ковры с полудрагоценными камнями. Все это и немного больше представлено на выставке индийского текстиля «Волшебные краски Индии», которую впервые привезли в Беларусь. Она проходит в Могилевском областном краеведческом музее имени Е.Р.Романова.
Лучи солнца проникают в окна и освещают нежные сари, украшающие манекены. На стенах с фотографиями Александра Литина «оживают» индианки, ткущие ковры, а местный музыкант, сидящий в позе «лотоса», воспроизводит в памяти нотки индийских мелодий, которые знаешь благодаря тем самым знаменитым фильмам.
Портреты из монет
«Цвета индии настолько ярки и невероятны, что оставляют на фотоснимках как будто утрированное изображение. Лица индийцев будто всегда готовы для вечности», – делиться своими мыслями в эссе, представленном на выставке, фотограф Александр Литин после путешествия в Индию.
Об индийском кино напоминает актер Радж Капур, портрет которого размещается в правом углу выставочного зала. Художник Вадис Красовский создал его из монет. В такой же технике выполнена картина политического и общественного деятеля Махатмы Ганди.
– Выставку индийского текстиля мы планировали провести еще год назад, обратились в посольство Индии в Беларуси с просьбой показать ее в музее. Тогда она находилась в Европе, поэтому нужно было подождать. Но все же наши планы удалось воплотить в реальность. Правда, открытие выставки из-за коронавируса переносилось, – рассказывает заведующий экспозиционно-выставочным отделом Могилевского областного краеведческого музея имени Е. Р. Романова Александра Буракова.
Родина хлопка
Индия – страна, богатая мастерами живописи, каменной, металлической и деревянной скульптуры, текстильных техник, ювелирного дела. Она оказала влияние на орнаментное творчество многих народов Востока и Запада. Особенностью индусского орнамента считается любовь к натуралистическим композициям и деталям. И это заметно на представленных экспонатах. Среди них традиционные шелковые шали «Дупатта», хлопчатобумажные сари, выполненные старинным методом ручной набивки , шерстяные шали, торан (текстильное украшение, которое вешают над дверью), деревянные рамки с двухсторонней вышивкой.
– Индию считают родиной хлопка. Именно там люди первыми начали прясть и ткать из него. Подтверждение этому – археологические раскопки, а именно фрагменты древней хлопчатобумажной ткани. Из страны восходящего солнца они позже попадают в Египет и Грецию. Шелковые ткани предположительно попали в Индию из Китая, после чего местные жители освоили и ремесло создания изделий и из этого материала, – продолжает сотрудник музея.
Интересный факт: многие современные ткани сохранили свои «индийские» названия по месту изготовления (коленкор, мадаполам, мадрас).
Вышивка из «золотых» нитей
– Среди текстильных центров в Индии выделяли Бенарес и Канчипурам – древние храмовые города, где ткали парчу и шелковые ткани. Первый знаменит сложным рисунком, который выполнялся с использованием золотых и серебряных нитей, – рассказывает Александра Буракова.
В восточных районах Индии ткали из хлопка, но использовали также местные сорта шелка: муга, энди и тассар.
– Эти виды шелкового сырья получают не от шелковых червей, а от дубового шелкопряда и червячка эри, питающегося листьями клещевины, – поясняет специалист.
Среди других текстильных техник, распространенных в Индии, следует отметить различные типы вышивок: «зардози», «суджини», «кантха». В вышивках суджини и кандха использовался так называемый «бегущий стежок». Вышивка зардози выполнялась с использованием золотых нитей, создававших выпуклый фактурный рисунок.
В Гуджарате при декорировании текстильных изделий применяли маленькие зеркала, нашиваемые на одежду.
Шелковая кофточка к сари
– Что касается особенностей индийского костюма, то следует отметить, что, судя по многочисленным храмовым изображениям, и мужчины, и женщины, в древности носили повязку дхоти, закрепленную на бедрах, а верхняя часть была обнаженной, – рассказывает специалист.
Конечно, нельзя не отметить сари. Первые упоминания о «куске материи, которым обертывали тело» относятся к 3000 году до нашей эры.
– Для сари обычно использовали от 4,5 до 9 метров ткани. В комплект к ней надевали маленькую шелковую кофточку – чоли и нижнюю юбку, – продолжает Александра Буракова.
Самый распространенный стиль ношения сари – ниви, когда один конец ткани обертывается два раза вокруг бедер, драпируя ноги, а верхний укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо.
– В Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности, – рассказывает специалист.
Как надеть сари: самый простой способ
- надеваем юбку и блузку;
- краем сари оборачиваем себя в области талии так, чтобы правый конец оставался длинным;
- завязываем на поясе узелком конец и край полотна (должна получится юбка);
- оставшийся конец сари (ориентировочно где-то метр) перекидываем через левое плечо;
- берем оставшуюся ткань посередине и драпируем несколько складок (14 см.);
- по желанию драпировку закрепляем прищепками или булавками;
- закладываем края драпировки под юбку.
Признаки замужней женщины
На выставке также представлены ювелирные украшения. В их изготовлении использовали золото, серебро, медь и бронзу. С давних пор они служили в Индии и свидетельствами о различных этапах жизни человека. Например, прокалывание уха ребенку означает его приход в этот мир, а священная золотая нить, тянущаяся от левого к правому плечу мужчины – достижение им образовательного возраста.
Ожерелье тали (мангалсутра) у женщин демонстрирует, что они замужем. Во время свадебной церемонии жених надевает его на шею невесты. Оно изготовлено из черных и белых бусин и золотого кулона. Также при бракосочетании мужчина наносит на волосы будущей жены синдур – красный порошок из свинцового сурика или киновари. О несвободном положении девушки говорят и серебряные кольца на пальцах ног.
Среди атрибутов замужней дамы в Индии еще считаются браслеты на руках. К слову, женщины постоянно их носят и не снимают даже при готовке или перед сном.
О том, что женщина в браке, свидетельствует и тика на лбу (красная точка). Она считается символом восходящего солнца и источником равновесия женской энергии. К слову, сари в основном тоже носят замужние индианки. Остальные предпочитают более удобную одежду, например, куртку с леггинсами.
Дарья ШЕВЦОВА
Фото автора и из личного архива Александры БУРАКОВОЙ, на превью – из открытых интернет-источников