Наверх

Шведский лагом или датский хюгге? Гид-международник рассказал, зачем белорусам думать по-скандинавски

25 февраля 2021

Витеблянин Владимир Ткаченко презентовал в родном городе новую книгу «Жить по-белорусски, думать по-скандинавски».

Издание не стало литературным дебютом автора – до этого он уже написал своего рода руководство по профессии гида. Однако акценты расставила пандемия: закрытые границы сделали профессию экскурсовода-международника менее востребованной, а появившееся свободное время позволило выкристаллизовать идею для еще одного «детища».

Путь в профессию

Почему именно Скандинавия? Прежде чем ответить на этот вопрос, Владимир Ткаченко рассказа о своем пути в профессию. После школы он поступил на исторический факультет ВГУ на специальность «музейное дело, охрана исторического наследия и туризм». Последнее особенно привлекало. В начале 3-го курса вместе с однокурсником Александром Мининым, который теперь возглавляет агентство «Белбалтиктрэвел», решил продвигаться в выбранной профессии. Первой поездкой, организованной по всем правилам, стал популярный маршрут «Мир – Несвиж».

Дальше – больше. Когда вокруг будущих гидов сформировалась постоянная компания любителей путешествий почти из 120 человек, экскурсии стали регулярными. Ездили, вспоминает Владимир, несколько раз за учебный год. При этом очень быстро пришли к формату двухдневных путешествий. Постепенно появилось желание узнавать страну не только благодаря популярным и известным маршрутам.

Многое для понимания профессии дала Владимиру Ткаченко учеба в Европе, по окончании которой он стал гидом крупной туристической компании в России и попал в… скандинавский отдел.

Автор признается: каждая из этих стран поражает по-своему. Но наиболее сильное и яркое впечатление произвела Норвегия.

– Возможно, это покажется банальным, но состояние, подобное легкому шоку, я испытал, впервые увидев норвежские фьорды, – вспоминает Владимир. – Мы стояли на причале, был сильный туман. И вдруг из белой пелены появился корабль. На фоне полной тишины и безветрия не хватало только одного – чтобы это был драккар викингов. Мы плыли на нем, как казалось, в никуда, но вдруг туман стал рассеиваться. Картины, которые предстали, настолько впечатлили, что я помню их по сей день.

Особые гиды

По наблюдениям Владимира, работа гидов по Скандинавским странам несколько отличается от формата, в котором трудятся остальные коллеги. Так, например, первые практически все делают сами. Законодательство северных стран не возбраняет иностранцам проводить экскурсии в городах и даже некоторых музеях.

– Такое невозможно представить нигде в Европе: приехал сторонний гид, а сотрудники музея ему помогают, – делится собеседник. – В Скандинавии очень высокая степень включения в процесс. Именно поэтому нужно знать все досконально, чтобы не ударить в грязь лицом перед туристами.

Владимир Ткаченко во время презентации книги.

К примеру, дополнительная информация понадобится и для того, чтобы предоставить живой материал путешественникам во время переездов. Людям куда интереснее узнать, как живет страна сейчас, чем услышать историческую справку. Откуда черпать уникальные знания? У Владимира Ткаченко есть несколько надежных источников: книги, статьи в периодических изданиях, блоги и YouTube-каналы.

– Настоящий кладезь информации – люди, которые в силу жизненных обстоятельств переехали в Скандинавию жить, – замечает автор. – С ними интересно общаться: мигранты обращают внимание на отдельные моменты, которые для коренных жителей не имеют большого значения, не удивляют и не поражают.

Конечно, многое дает общение с аборигенами. В Скандинавии нет языкового барьера – все жители свободно говорят по-английски. В школах этот язык изучают с 1 класса, но впервые иностранную речь ребята слышат намного раньше. Владимир отмечает: в странах региона нет видеодубляжа. Поэтому дети с ранних лет знакомятся с другим языком через мультфильмы.

– Вспоминается случай в маленьком норвежском городке Молде, – рассказывает экскурсовод. – С группой туристов мы спрятались под деревом от ливня. Там же укрывалась от непогоды и бабушка, у которой, по всей видимости, в жизни было не все благополучно, – увешанная котомками с картоном и другим вторсырьем. Но мы отлично обсудили погоду на английском. Сегодня поговорить со скандинавом на его родном языке сложно: как только он видит, что у тебя проблемы с норвежским, финским или шведским языком, сразу же из уважения переходит на английский.

Владимир Ткаченко не считает себя полным экспертом жизни в Скандинавии, но внимание к людям, населяющим эти страны, во многом подтолкнуло к написанию новой книги.

Думать по-скандинавски?

Работа над изданием стала для Владимира своего рода отдушиной в апреле 2020-го, когда коронавирус закрыл границы и гид, отдавший скандинавским странам 10 лет своей жизни, потерял возможность открывать их для других.

Автор пишет о Норвегии, Финляндии, Швеции и Дании. К Скандинавии можно отнести также Гренландию и Исландию, но там побывать ему пока не довелось. Однако зачем же белорусам думать по-скандинавски?

Владимир Ткаченко убежден, что смысл в этом есть: северные страны из года в год возглавляют рейтинг самых счастливых в мире. В книге автор обращает внимание на моменты, перенять которые было бы неплохо и нашим соотечественникам.

– В каждой главе есть раздел курсивом – мои мысли, пожелания, замечания, предложения, – говорит он. – В этих размышлениях я попытался показать, как можно в наших условиях применять скандинавские ключи к счастью. Ведь на многие бытовые моменты мы попросту не обращаем внимания.

Владимир заметил: у северных народов стоит брать только лучшее. У белорусов есть немало качеств, благодаря которым они выглядят намного выигрышнее скандинавов. Например, наша нация отличается большей открытостью, приверженностью семейным ценностям.

Самыми близкими нам по менталитету автор считает норвежцев.

– В книге есть глава «Ферма. Деревня. Дача», – говорит гид-экскурсовод. – Я пишу там о значении фермерства для норвежцев. Для них это – один из столпов формирование нации. Не менее важно земледелие для нас. А еще норвежцы – самые большие едоки картофеля. В Национальном этнографическом музее страны вам расскажут о хозяйстве, где впервые стали выращивать эти клубни. А мне приходилось бывать на ферме, которая принадлежит одной семье с 1610 года. За это время ее владельцами были представители 17 поколений.

Неидеальные люди

Несмотря на множество приятных черт – слагаемых скандинавского счастья, у обитателей полуострова есть особенности, которые сложно принять славянам. О них тоже можно узнать из книги.

– Я не обхожу вниманием проблемы, – замечает Владимир Ткаченко. – В главе «Неидеальные люди?» рассуждаю в первую очередь не о том, что удивило меня самого, а о том, что вызывает вопросы у туристов. В некоторых случаях пытаюсь объяснить, как в скандинавском обществе сложилась та или иная традиция, поясняю, почему у нас такое вряд ли возможно.

Отдельная глава книги  называется «Слабости и пороки». Владимир Ткаченко рассказывает, как справляются с ними скандинавы.

– Наши люди, уверен, сталкиваются с такими же проблемами, – рассуждает автор. – Но после прочтения книги они видят больше путей их решения. Вообще книга не претендует на абсолютную истину. Каждый может взять оттуда что-то свое и использовать, насколько это будет необходимо. Если мы научимся заимствовать легкое, понятное и полезное, внедрять это в свою жизнь, то, уверен, сможем достичь просто выдающихся результатов.

Несмотря на тонкое понимание уклада северных стран и психологии ее жителей, Владимир не хотел бы менять место жительства.

– Мне сейчас очень не хватает Скандинавии, но я родился здесь и жить хотел бы на родине.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
8 мая 2024 7 мая 2024 6 мая 2024
Все новости