В стране

Трудовое обучение предлагается ввести в старших классах школ

В Министерстве образования прошло совещание по вопросу организации трудового обучения и воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования. Участниками встречи стали заместитель премьер-министра Василий Жарко, министр образования Игорь Карпенко, заместитель министра финансов Юрий Селиверстов, сообщили в пресс-службе ведомства.

«Нам необходимо повышать качество трудового обучения и воспитания в школе. Такую задачу поставил перед системой образования Глава государства на Республиканском педагогическом совете. Пути решения этой задачи мы с вами должны сегодня конкретно обсудить. Я считаю, что сегодня трудовое воспитание потеряно. Тех учебных часов в базовой школе, которые есть, явно недостаточно. Не говоря уже о 10–11-х классах, где эти часы на трудовое обучение вообще не предусмотрены. В Кодексе об образовании тоже не прописано трудовое обучение в старших классах. Этот вопрос надо продумать. Что касается содержания учебного предмета «Трудовое обучение», то оно должно быть максимально практико-ориентированным и не отставать от жизни», — отметил Василий Жарко.

Долгое время такую возможность предоставляли межшкольные учебно-производственные комбинаты (в 2000 году более 80% школьников проходили профессиональную подготовку в УПК). Выпускник получал квалификацию рабочего, свидетельство и имел возможность работать по профессии. Сейчас в ряде регионов межшкольные учебно-производственные комбинаты оптимизированы или реорганизованы и переданы в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, где открыты отделения допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. А где-то они просто закрылись.

«Около 70% старшеклассников сегодня трудовым обучением не охвачены, в то время как в 1990–2000 годах такую профподготовку получали более 80%. Как видим, снижение очевидное», — констатировал вице-премьер.

В Министерстве образования считают необходимым взять на особый контроль также использование часов общественно полезного труда для профориентационной работы с учетом реальных возможностей школ, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий.

В ведомстве отметили, что старшеклассникам предоставят расширенные возможности профессиональной подготовки. Для этого задействуют необходимые ресурсы, в том числе и базу профессионально-технических учреждений.