Врачи для документов: как «постирать» старую бумагу и зачем реставратору скальпель
1 prof.by выяснил, где и как в Беларуси восстанавливают и продляют жизнь уникальным и особо ценным документам.
Центральная лаборатория микрофильмирования и реставрации документов Национального архивного фонда Республики Беларусь в Минске – единственная в стране. Сюда привозят старинные издания и особо ценные архивные документы со всей республики, чтобы восстановить, продлить им жизнь и сохранить для потомков.
«В нашей лаборатории трудятся 34 человека, все настоящие энтузиасты, а каждый второй имеет более чем 20-летний стаж», – говорит директор Центральной лаборатории микрофильмирования и реставрации документов Владимир Клюйко, который считает, что работа реставраторов сравнима с работой врачей.
От дезинфекции до переплета
Путешествие в новую жизнь документы начинают с участка дезинфекции и дезинсекции. Сюда они попадают из государственных архивов зачастую растрепанные, поврежденные влагой, а иногда огнем и микроорганизмами.
«Сначала документы надо пересмотреть и пересчитать. Потом помещаем их в дезинфекционную камеру, чтобы уничтожить все микробы и плесень», – рассказывает реставратор Тамара Сумина, в задачу которой входит приготовить раствор антисептика, загрузить пораженные грибком документы в камеру и включить ее.
«Через 3 часа работы, после выключения камеры я запускаю вентиляцию, чтобы выветрить пары антисептика. А еще через какое-то время переношу документы в другое помещение, для дальнейшего проветривания», – описывает процесс реставратор.
Затем каждый лист документа проходит ручную гигиеническую очистку. Поэтому большую часть времени Тамара Сумина проводит в медицинской маске за специально оборудованным рабочим столом.
«С помощью ватного тампона и спиртового раствора антисептика я аккуратно удаляю остатки пыли и грибка с каждого бумажного листа», – объясняет она.
Работа эта очень ответственная, ведь нужно качественно очистить и при этом не испортить ветхие, хрупкие документы.
Кисточка и скальпель
После первого этапа обработки все материалы поступают в отдел реставрации, консервации и гигиены хранения документов. Здесь специалисты визуально оценивают физическое состояние листа и проверяют стойкость текста к действию воды.
«К каждой странице у нас подход сугубо индивидуальный, – говорит заведующая отделом Ирина Патекина. – После оценки мы очищаем документы от старого клея, удаляем прежние наклейки и промываем листы водой со специальными растворами».
По завершении подготовительных работ начинается восстановление.
«Сначала мы подбираем и монтируем сохранившиеся листы из их отдельных фрагментов. Затем нарезаем бумагу нужного размера для восполнения утраченных частей листа. И только потом сажаем документ на новое основание», – рассказывает Ирина.
Основание для старинного документа должно соответствовать оригиналу, поэтому его тщательно подбирают по волокну, толщине и цвету.
«Далее документ с двух сторон укрепляют реставрационной бумагой и с помощью клея консервируют», – показывает процесс Ирина.
Клей реставраторы варят сами: в его состав входят вода, мука, глицерин и антисептик.
«Излишки клея надо обязательно снять валиком, а затем высушить листы и положить под пресс, – продолжает рассказ специалист. – Когда документы высыхают и выравниваются, мы их сшиваем в идеально ровные блоки и передаем для дальнейшей работы в отдел переплета».
Каждый этап восстановления – работа кропотливая, требует постоянного внимания и усидчивости.
«Кисточка и скальпель – два наших основных рабочих инструмента, – улыбается Ирина Патекина. – Например, чтобы на месте стыков основного документа и вспомогательной бумаги не было твердых швов, мы должны аккуратно распределить эти места по волокнам. И здесь без помощи медицинского скальпеля нам не обойтись».
Книга полуметровой толщины
На завершающем этапе документы брошюруют – придают печатному изделию законченный вид и делают его удобным для использования.
«Мы вручную скрепляем листы в единое издание и закрываем документы плотной обложкой, – рассказывают специалисты переплетного отдела. – В таком виде ими удобно пользоваться и хранить. Объем некоторых готовых книг превышает 3000 листов, а это более полуметра в толщину».
После реставрации старые документы очень сложно узнать – все они выглядят как «свежеиспеченные» типографские книги.
Без права на ошибку
В отделе микрофильмирования отреставрированные архивные документы фотографируют, сканируют описи дел, обрабатывают, проверяют отснятый материал и готовят для передачи в архивные учреждения.
«Если оригинальный документ по каким-либо причинам будет утерян, его сохранившаяся фотокопия может быть признана в качестве оригинала. А фотопленка в специально созданных условиях может храниться сотни лет», – поясняет Владимир Клюйко.
Каждый год в Центральной лаборатории микрофильмирования и реставрации документов новую жизнь получают более 80 тысяч старинных рукописей.
По словам директора лаборатории, ни одно учебное заведение нашей страны не готовит таких специалистов. Поэтому на обучение одного профессионала в лаборатории уходят годы.
«Реставратор не имеет права на ошибку – в его руках история, – говорит Владимир Клюйко. – Каждый документ Национального архивного фонда Республики Беларусь является не только составной частью историко-документального наследия, но и важнейшим информационным ресурсом государства и общества».
Как уже писал портал 1prof.by, на сегодняшний день в стране работают 159 архивов, в которых находится около 13 миллионов документов. Из них порядка 260 тысяч – это фотодокументы, свыше 19,8 тысячи – фонодокументы, более 5 тысяч – видеодокументы, а также 764 музейных предмета.
Виктория ЯКИМОВА
Фото автора