На кого охотятся хакеры? Эксперты подвели итоги II квартала
Как отмечают эксперты международной антивирусной компании ESET, существенные изменения произошли из-за пандемии коронавируса. Однако традиционные методы атак никуда не делись.
По сравнению с предыдущим кварталом, количество выявленного вредоносного ПО для Android выросло на 18%. Самыми распространенными оказались скрытые, рекламные, сталкерские и шпионские вирусы, SMS-трояны и вымогатели.
Весной из-за пандемии коронавируса большинство компаний вынужденно перешли в режим хоум-офиса и предоставили сотрудникам доступ через удаленный рабочий стол. Эксперты зафиксировала рост количества попыток атак более чем в 2 раза по сравнению с первым кварталом, атаки на корпоративные сервера участились на 30%.
Активнее всего злоумышленники эксплуатировали тему COVID-19. В июне специалисты обнаружили вирус-вымогатель, нацеленный на пользователей Android, который маскировался под инструмент для мониторинга ситуации с коронавирусом.
Также от хакеров пострадали компании, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации. Ссылаясь на то, что работа финансовых учреждений замедлена из-за пандемии, мошенники отправляли вредоносный файл под видом гарантии оплаты: например, выписку с банковского счета. В свою очередь, ничего не подозревающие пользователи передавали мошенникам платежную информацию, в том числе номер кредитной карты и CVV.
По сравнению с I кварталом наметилось небольшое снижение общего количества обнаруженных веб-угроз: в мае их фиксировалось около 13 млн ежедневно. Количество найденных мошеннических сайтов выросло на 19% — пик пришелся на 1-ю неделю мая. В топ-5 стран по количеству заблокированных веб-угроз вошли Россия, Перу, Япония, Франция и США. Количество веб-сайтов с вредоносным ПО резко снизилось — на 44%, а число уникальных URL-адресов — на 27%.
Подавляющее большинство угроз для операционной системы Mac — потенциально нежелательные приложения (41%). За ними следуют рекламное ПО (28%), потенциально небезопасные приложения (18%) и вредоносное ПО (совокупно около 10%). Согласно исследованиям, чаще всего пользователи Mac сталкиваются с незаконной рекламой и принуждением к покупке ненужных товаров и услуг по завышенным ценам. Для таких атак злоумышленники обычно используют методы социальной инженерии — предлагают жертве загрузить и установить рекламное приложение или загрузчик рекламного программного обеспечения.
Под атаку попали и пользователи мессенджеров. Так, через WhatsApp и Telegram киберпреступники рассылали фейковые письма от бренда Heineken с предложением заполнить анкету и получить в подарок 4 бочонка пива, а по факту запускали вирус в систему.
Напомним, что в любой ситуации пользователям стоит соблюдать простейшие правила интернет-гигиены:
- не открывать письма от незнакомых отправителей;
- искать информацию только на проверенных ресурсах;
- не вводить персональные данные на сайтах, вызывающих сомнения;
- не устанавливать файлы из писем, не открывать архивы;
- использовать антивирус на домашнем и рабочем компьютерах.
Дмитрий КУЛЬБАЦКИЙ
Фото с сайта pixabay